Построенный с нуля автоматизированный завод в Киришах простаивает год. Инвестор вложил в итальянское оборудование 300 миллионов и оказался на пороге банкротства. Его спасли бы госзаказы. Другим эксперты советуют изучать макроэкономику и не верить прогнозам властей.

В конце ноября Сбербанк подал иск в Арбитражный суд о банкротстве инвестиционной компании "Инфраструктура", зарегистрированной в Киришском районе Ленобласти. Организация оказалась должником банка, поручившись за завод "СевЗапСервис". Последний за 300 миллионов рублей привез дорогое оборудование из Италии и приготовился получать крупные заказы. Однако итальянские технологии не сработали.

Завод с новейшим заграничным оборудованием для производства металлоконструкций заработал в 2013 году. ЗАО "СевЗапСервис" в Киришском районе тогда оптимистично рекламировало: мощности "одного из самых высокотехнологичных предприятий в регионе" позволяют выпускать до 12 тысяч тонн продукции в год.

Современнейшее оборудование стоит без дела уже год. На заводе трудятся четыре сотрудника – для поддержания техники в рабочем состоянии и выполнения случайных заказов. Загруженность предприятия менее 10%. Выдавший 50 миллионов кредита Сбербанк требует признать инвестора банкротом. Перед оформлением кредита все риски просчитать не удалось.

"Официальная статистика предсказывала рост производства и строительства, а значит, и спроса", - рассказал 47news гендиректор предприятия Леонид Смолянкин.

По словам Смолянкина, завод планировал выйти на производительность в 400-450 тонн с прибылью в 4 миллиона в месяц. На деле оказалось, что из-за санкций, кризиса и проблем с импортом в 2014 году цена на сырье выросла. Стоимость на обработанный металл, наоборот, снизилась. "С каждым новым заказом мы доплачивали еще 100 тысяч на зарплаты. В итоге решили остановить работу завода", - пояснил он.

Впрочем, по словам Смолянкина, предприятие все еще принимает заказы – обслуживает только частных застройщиков. Организации с госдолей либо не обращаются, либо предлагают невыгодные контракты – "товар сейчас, а заплатим когда-нибудь потом".

"Изначально все риски были учтены. То, что произошло – форс-мажорная ситуация, которую невозможно предусмотреть, как наводнение в лифте. Причиной стали санкции, курс доллара, поменявший цены и общее падение спроса", - оправдывает неудачу глава завода.

Финансовый директор инвесткомпании Николай Карасев тоже утверждает, что при строительстве завода ничто не предвещало краха. "Тогда был подъем экономики, мы видели, что выстраивалась целая очередь на покупку металлоконструкций. Делали ставку на нефтеперерабатывающие и нефтегазовые предприятия, в частности, на Киришский "КИНЕФ", - отметил он.

Карасев надеется, что государство опомнится и поддержит промышленность Ленобласти – тем более, что предприятие с нуля построили в удаленном районе, обеспечив его инфраструктурой.

"Мы ждем, что от государства к нам поступит больше заказов, учитывая, что мы запустили современный и высокотехнологичный завод", - пояснил он.

От убыточного предприятия с новой техникой он пытается расстаться с прошлого года. Покупателей пока нет.

Судя по прогнозам экспертов, продать автоматизированный завод  будет проблематично. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Ленобласти Дмитрий Прокофьев предупредил: если на протяжении зимы-весны наступающего года не появится очевидных признаков выхода из кризиса, то потребители сократят расходы еще сильнее, а предприниматели начнут массово отказываться от убыточных бизнесов. "С прицелом на то, что в будущем проще "вернуться на рынок", купив необходимые производственные мощности по низкой цене, чем пытаться сохранить в собственности имеющиеся", - пояснил он.

Кстати, Прокофьев считает, что риски и кризис вполне можно было предусмотреть еще в 2012 году. Однако для этого мало опираться на статистику официальных властей.

"Формальный анализ статистических показателей российской экономики позволял строить оптимистичные сценарии. Но если взять "поправку на цену нефти", то фундаментальные тренды говорили о том, что она должна была подешеветь еще в 2011 году", - заявил он.

Эксперт уверен, что все форс-мажоры инвесторов возникли именно из-за падения цен на нефть, что спровоцировало и проблемы в экономике - снижение курса рубля, сокращение спроса, удорожание кредита.

Отметим, международные инвесторы говорили о рискованности больших инвестиций в России еще в 2012 году. Но от предпринимателя очень трудно требовать такого глубокого анализа.

Впрочем, после всех потрясений Прокофьев предлагает снова переключиться с макроэкономических расчетов (кто догадался включиться в них ранее) на ожидания потребителей и бизнеса - среднего и малого. А в промышленность в ближайшее время аналитики инвестировать и вовсе не советуют, автоматизация и новейшие технологии уже не помогут.

Анна Яловкина,
47news