Впервые в Ленобласти школьники побывали в суде, увидели человека в наручниках и услышали про сверстника, подозреваемого в убийстве. Детей поразила клетка в зале заседаний и мантия Фемиды. Воспитательный эксперимент провела прокуратура Выборгского района, а 47news услышал диаметральные мнения.

Прокуратура Ленинградской области на днях рассказала об эксперименте Выборгского надзора. Под присмотром прокуроров, девятерых школьников 23 ноября сводили на заседание суда. Детям должны были показать процесс над 17-летним подозреваемым в убийстве. В июне нынешнего года он в нетрезвом состоянии и, как привыкло писать следствие, "руками и ногами" избил до смерти 54-летнего собутыльника. Когда парня стали расспрашивать на предмет прошлых "подвигов", он сознался и в грабеже и рассказал о подельнике. С ним они весной ограбили прохожего. На языке уголовного права товарищам инкриминируют часть 4 статьи 111 УК ("умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека") и часть 2 статьи 161 УК ("разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору").

Прокурорская экскурсия проводилась в рамках масштабной акции надзора в 12 школах Выборга. Детей просвещали на предмет права, убеждали в необходимости получать среднее образование, говорили о вреде курения и уголовной ответственности за хранение наркотиков. В финале акции девятерых детей из школы №12 Выборга сводили на заседание суда. Пятерых школьников и четверых школьниц отобрали по признаку рискованного поведения и потенциально неблагополучного воспитания в семье. Со стороны школы с организацией помог директор  Михаил Америдзе и социальный педагог этого образовательного учреждения Галина Кирко.             

На месте, как это часто бывает в судах, произошли корректировки. Конвой с подсудимым задержался на несколько часов, поэтому было решено сводить школьников на заседание по краже. Впрочем, это не сильно умерило эффект. Ведь по коридору проводили и других подсудимых в наручниках. Мы поговорили с несколькими детьми.

Ипатов Даниил, 8 класс: "Все удивило. Клетка, например. Я, когда видел по телевизору преступников в клетке в суде, то думал, что это только с очень опасными так поступают, а оказалось со всеми. И еще поразила мантия судьи. А когда мимо нас проводили подсудимого в наручниках, мы узнали, что он торговал наркотиками. Мне показалось, он ничего хорошего в своей жизни не сделал и поэтому правильно сделали, что его осудили. Про убийцу нам рассказали, что он нанес 48 ударов руками и ногами. Мы с ребятами предположили — наверное, что-то пошло не так  и он сорвался. Ведь иначе зачем так делать? Псих он что ли?". По словам парня, он собирается стать пограничником.
      
Ева Бурулева, 7 класс: "При виде человека в наручниках я подумала, что встреть такого на улице и не подумала бы, что он преступник. Ощущения были не очень приятные".

Катя Поспелова, 9 класс: "Не хотелось бы оказаться за решеткой и в наручниках. Туда попадать не надо. Это я поняла точно". В разговоре школьница упомянула, что хочет стать юристом.

Семен Колоярсков, 8 класс: "Удивила обстановка. И, когда нам показали человека, судимого за наркотики,  мне вот стало интересно, зачем он это сделал. Я так, пожалуй, делать не буду". Семен собирается поступать в Военно-медицинскую академию.

Маша Петрова, 8 класс: "Этот человек прошел мимо такой походкой, немного пугающей. На нас не смотрел. Смотрел вперед". Маша восемь лет занимается тхэквондо. Занимала второе место на чемпионате России по этому виду спорта. Хочет пойти работать в полицию.

Алексей Подснежный, 8 класс: "Ощущения необычные. Страх, интерес. В суде надо, оказывается, вставать. Удивило, что судья в мантии. А человек в наручниках выглядел как обыкновенный парень. Еще мы видели родственников. Наверное, кого-то из судимых. Одна женщина плакала".

Психолог городского психотерапевтического центра в Петербурге Юлия Алексеева в разговоре с 47news выразила сомнение в методе. "Думаю, это не эффективно. Скорее, такие экскурсии порождают страх, но не говорят о самой сути совершения противоправного поступка и не рассказывают о нормах поведения в обществе. И вообще не факт, что такой  жесткий способ действенен. Известны ведь истории о маньяках, которых очень строго воспитывали. Хотя, я бы предположила, что метод подействует на одного из десяти детей".
       
Главный редактор 47news Евгений Вышенков прокомментировал эксперимент Выборгской прокуратуры диаметрально: "Как человек, тренировавший детей, а также работавший инспектором уголовного розыска по несовершеннолетним, уверен, что данный подход прокуратуры максимально эффективен, верен, корректен, а работать в этом направлении надо было давно и по всей России. Моя бы воля, я бы обязательно водил детей в тюрьму, колонии и так далее. И, разумеется, не для того, чтобы лобовым образом показывать, как там плохо. Их, конечно, надо готовить, рассуждать с ними о жизни, ошибках, жестокости. В том числе обязательно говорить, что за решеткой не только чудовища, но их соседи. Они должны сами почувствовать, "потрогать" руками ту жизнь, о которой либо смотрят в кино, либо знают по по россказням. Я своего сына, а ему 12 лет, водил в изолятор, где его подержали около часа в камере, водил в дежурную часть отдела полиции, где мат-перемат, когда усмиряют невменяемых задержанных. Он был на рабочем совещании в прокуратуре одного из районов Петербурга, где сидел в уголке и смотрел. Мир огромен. Надо водить и в шахту, и на тренировки профессиональных спортсменов, где они жилы рвут. Но у каждого свои возможности, а школа на то и дана, чтобы организовывать".  

Виктор Смирнов,
47news