Несколько жителей Ленинградской области — пассажиров А321 — проверяются на причастность к взрыву на борту авиалайнера над Синаем. Они сидели в хвостовой части самолета и попали под версию о  террористе-смертнике. Сенсационным заголовкам контрразведка противопоставляет рутинность процедуры.

В социальных сетях обсуждается новый разворот в расследовании крушения авиалайнера над Египтом. Пользователи муссируют версию о пассажире-смертнике. Его, якобы,  ФСБ ищет среди 39 пассажиров,  сидевших в хвосте самолета. Информация о рассадке путешественников уже давно гуляет по сети. Среди "хвостовых" обнаружилось как минимум 11 жителей Ленобласти, в том числе несовершеннолетних.

"За всем этим нет никакой информации в фактологическом плане. Это брожение, подогретое телевизионной картинкой и лентами новостей. На самом деле идет стандартная процедура, по обыденности сравнимая с мытьем рук хирургом перед операцией",  - поделился с нами знакомый сотрудник контрразведки. В разговоре стали понятны детали механизма.

Любая система в условиях неочевидности формализует процесс. Учитывая, что теракт - это тотальная неопределенность, работа следствия идет по нескольким рельсам. Упрощенно, сегодня очевидны лишь два направления: бомбу пронес пассажир либо посторонний. Последний вариант подразумевает работу с персоналом аэропорта. В первом специальные службы в рамках рабочей версии могут предполагать, что бомба была в хвосте. В этом случае личности пассажиров на этих рядах изучаются так же как при рядовой облаве дорожной полиции или уголовного розыска. Это даже проще, поскольку рассадка и личности известны.

Здесь нюанс. Вопросы родственникам погибших из серии: "не замечали ли они в последнее время склонности близких к экстремизму исламского толка" вызовут понятную реакцию и будут как минимум не информативны. Поэтому сегодня изучаются страницы погибших в соцсетях — друзья, фотографии, цитаты. По данным 47news, на сегодняшний день у спецслужб нет намека на какого-то конкретного пассажира, замеченного в симпатии к террору.

Есть и вторые рельсы, по которым движется следствие. Ведь жизнь каждого из современников фиксируется в истории мобильной жизни. Как известно, физическое  отсутствие  телефона совершенно не мешает запросить данные биллинга у сотовых операторов. Они многие годы хранят данные о звонках. Для получения информации следствие ходатайствует об этом перед судом.

По данным 47news, процесс получения таких судебных решений уже идет. По одобренным Фемидой  персоналиям ведется простая и методичная работа. Вычленяются входящие звонки с египетских номеров. Процесс автоматизирован. Хотя и это мало что может дать. Ведь туристы покупают симки на месте, им мог звонить условный Ахмед из лавки за углом, с ресепшена отеля или гид. Но, даже если будет найдена нить на неизвестный египетский номер, то рассчитывать на неряшливость потенциального террориста вряд ли стоит. Сложно представить, например, что номер по-прежнему используется. И даже если египтяне передадут данные об абоненте, понять с территории РФ, что за личность совершала звонки, не представляется возможным.

"В целом алгоритм действий похож на действия сотрудников полиции при грабеже или квартирной краже. В частности, проверяются все судимые личности в районе. Но это совершенно не значит, что 25 отбывавших наказание становятся подозреваемыми. Просто рутина", - на пальцах объяснил 47news знакомый сотрудник полиции.

Если же забыть вышесказанное и делать провокационные заголовки, то по технике исполнения это может выглядеть так: "ФСБ ищет террориста среди жителей Ленобласти". Или хлеще. Например, известно, что в самолете летел одиноко путешествующий сотрудник ФСИН. Сразу выводы и аршинные буквы: "Тюремного охранника подозревают во взрыве на борту самолета".

“Версии есть всегда, процедуры идут своим чередом, но в плане информации это пока ноль и ровным счетом ничего не значит,” - поделился с 47news московский контрразведчик.

Виктор Смирнов,
47news