Несколько дней сеть шутила и пугала неизвестно откуда взявшейся информацией о 18 смертниках ИГИЛ, прибывших в Россию. А взорвалось в Париже. Мистика или уловка, объявивших миру войну. Но будто копирует древнюю арабскую притчу о неизбежности смерти.
Пожалуй, было мало активных пользователей сетями в Ленобласти и Петербурге, кто за прошедшую неделю не услышал или не прочитал в интернете короткие тексты о 18 смертниках, прибывших в Россию. Люди переписывались, перезванивались. Мужчины шутили, а молодые мамы - охали.
Информация о засланных появилась в соцсетях и на экранах телефонов ориентировочно в воскресенье, 8 ноября. Сначала сообщения распространялись в Республике Татарстан, затем перекинулись на Москву и далее на Россию. Отправители и пользователи соцсетей ссылались на знакомых в полиции, спецслужбах, МЧС, метрополитене и даже в Госдуме.
11 ноября Министерство внутренних дел РФ сообщило, что выясняет источники информации о якобы готовящихся терактах. В тот же день полиция заявила, что установила ряд лиц, наиболее активно распространяющих в сети различные варианты этой информации. "В ближайшее время они будут опрошены о целях и задачах распространения подобных сообщений", - сообщали в МВД. О результатах опросов не сообщалось.
А 12 ноября европейские СМИ сообщили, что в Европе задержаны 17 террористов террористической организации "Ансар аль-Ислам", якобы планировавших провести ряд терактов по всей Европе. Любопытно, что главный в группировке Фараж Ахмад Нажмуддин получил статус беженца в Норвегии, однако был арестован за связи с террористами. Но продолжил руководить "Ансар аль-Ислам" из норвежской тюрьмы при помощи Интернета.
Сейчас известно о шести местах атак террористов в Париже и, по меньшей мере, 120 жертвах. СМИ сообщают о не менее чем 150 погибших. Чуть ранее президент Франции Франсуа Олланд пообещал террористам "безжалостную" войну.
Так уж вышло, что пик перезвонов по мобильной связи пришелся на 13 ноября, пятницу. Автору этой статьи звонили даже знакомые сотрудники полиции и просили напечатать что-нибудь опровергающее.
Они говорили, что сил нет отвечать глупым девушкам на идиотские вопросы. 47news известно, что на этот спам вынуждены были реагировать официально даже оперативники Центра "Э" ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Они вызывали некоторых сетевых общественников и опрашивали, зачем те сеют панику.
Вызванные объясняли, мол, сами получили сообщение и послали его дальше в виртуальную реальность. Это понятно. Так всегда ведут себя обыватели. Только раньше это слухи передавались на языке, а теперь при помощи 3G или Wi-Fi. Я позвонил даже в центральный аппарат ФСБ России.
- Слушай, ну ты-то взрослый. Как на бред можно реагировать, - ответил собеседник, а я другого услышать и не рассчитывал.
Совсем вечером мне домой позвонил товарищ из Управления уголовного розыска. Смеялся, что проанализировал этот спам и пришел к выводу, что больше всего смертники пугают блондинок. Прервал я его: "Телевизор включи". Он замолк, обратив внимание на мою интонацию.
Секунд через десять он произнес: "Ё-о…".
Дальше вы знаете, многие россияне в ночь с 13 на 14 ноября заснули позже, чем обычно. Париж полыхал горем и суматохой. До сих пор продолжаются breaking news по всему миру.
На данный момент все агентства передают об уничтожении 8 террористов. Это абсолютно не значит, что в нашем контексте можно сделать вывод, что 10 еще осталось. Хотя сколько осталось, не знает ни одна спецслужба. А значит это, что никакая фантазия не может изобрести более удивительный или ужасный сюжет, чем сама реальность.
И вот здесь, чтобы не сойти с ума, выслушивая экспертов и политологов, которые могут говорить часами, вспомним древнюю восточную притчу.
В ней как-то раз, а было это очень давно, один купец как всегда торговал на рынке в Каире. Вдруг подбегает к нему его слуга и в трепете шепчет: "Хозяин, я только что на соседних рядах видел твою смерть. Она ищет тебя". Купец быстренько собрал свой товар, да на верблюдах, да подальше. Так он добрался до Дамаска, что сегодня столица Сирии. И разложил он там, допустим, свои ковры и кувшины.
Вдруг в его лавку заходит его Смерть. Торговец отшатнулся от прилавка, а Смерть говорит: "Послушай, честно говоря, я тоже удивлена. Должна была встретить тебя в Каире, а вот случайно натолкнулась в Дамаске. Так что пойдем. Пора".
Если продолжить мистически, то Каир меняем на Петербург или Ленобласть, а Дамаск на Париж. Остальное же лежит в плоскости сложнейших вычислений и анализа. Там не до публицистики. Там надо понять – являлся ли тревожный спам спецпропагандой армии по имени Террор.
Евгений Вышенков,
47news