Вопросы обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоят на постоянном контроле прокуратуры Ленинградской области.

Как в понедельник, 29 июня, сообщили корреспонденту 47news в пресс-службе надзорного ведомства, органами прокуратуры Ленобласти проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении жилищных и иных социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее – дети-сироты), по результатам которой установлено следующее.

В отдельных случаях органами местного самоуправления объем финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот из областного бюджета запрашивался без учета фактической потребности, что могло повлечь несвоевременное предоставление жилых помещений нуждающимся лицам.

Кроме того, имели место факты незаконной отсрочки предоставления жилых помещений детям-сиротам до момента завершения ими получения профессионального образования, тогда как данная категория граждан должна обеспечиваться жильем по достижении совершеннолетия. При этом администрациями 9 муниципальных районов были приняты порядки обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, содержащие соответствующие незаконные положения. Городскими и районными прокурорами данные нормативно-правовые акты опротестованы.

Установлены факты необоснованного невключения детей-сирот в списки нуждающихся в жилье (категория от 14 до 18 лет), что может негативно сказаться на бюджетном планировании расходов на соответствующие цели и, в последующем, способствовать нарушению их жилищных прав.

Городскими и районными прокурорами с привлечением контролирующих органов проведены проверки качества предоставленных детям-сиротам жилых помещений. Фактов предоставления непригодных жилых помещений не выявлено. Вместе с тем, Тосненской городской прокуратурой установлены факты ненадлежащего содержания жилых помещений, переданных лицам из числа детей-сирот, в связи с чем главе Тосненского муниципального района внесено представление.

По-прежнему, имеют место случаи необоснованного принятия решений о пригодности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, для проживания, при их фактическом неудовлетворительном состоянии.

Всеволожским, Волховским, Гатчинским, Киришским, Подпорожским и Тосненским городскими прокурорами установлены нарушения законодательства в сфере обеспечения детей-сирот, находящихся в детских домах, одеждой, обувью и мягким инвентарем, в связи с чем директорам 7 государственных учреждений для детей-сирот внесены представлений об устранении нарушений законодательства.

Например, Подпорожской городской прокуратурой в ГКОУ ЛО "Подпорожская специальная школа-интернат" установлены факты невыдачи костюмов для школы, спортивных форм, юбок, шерстяных праздничных платьев, рейтуз, шорт, лыжных костюмов, купальников, портфелей, нижнего белья и носков. Кроме того, в указанном учреждении допущено нарушение сроков замены мягкого инвентаря – простыней, наволочек, одеял.

Установлены нарушения законодательства в части взыскания с родителей, лишенных родительских прав, алиментов на содержание их несовершеннолетних детей.

В ходе проверки выявлены отдельные нарушения прав детей-сирот на бесплатный проезд на городском, пригородном (в сельской местности – на внутрирайонном) транспорте в части несвоевременности данных выплат либо необоснованного снижения их размера.

Центрами занятости населения Всеволожского, Киришского и Лодейнопольского районов области работа по профессиональной ориентации детей-сирот проводилась формально, и, как следствие, не приводила к положительному результату в виде трудоустройства указанной социально-незащищенной категории граждан. Так, например, по направлению ГКУ ЛО "Всеволожский центр занятости населения" с января 2013 года не трудоустроено либо направлено на профессиональную подготовку (переподготовку) ни одно лицо.

Проверкой выявлены отдельные факты непредоставления детям-сиротам надлежащей медицинской помощи. Киришской городской прокуратурой установлено, что в ГКОУ ЛО "Будогощский детский дом" не в полном объеме проводятся необходимые медицинские обследования. МКСУ "Социально-реабилитационный центр "Теплый дом" медицинская помощь детым оказывалась при отсутствии соответствующей лицензии. В ГКОУ ЛО "Выборгский детский дом "Родничок" не выполнялись рекомендации врача о проведении детям-сиротам лечебно-профилактических процедур. Непринятие мер с целью обеспечения соблюдения прав воспитанника ГКОУ ЛО "Тихвинский детский дом" повлекло нарушение права ребенка-сироты, являющегося инвалидом, на получение санаторно-курортного лечения в соответствии с медицинскими показаниями.

В ГАУ СПО ЛО "Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева" и ГАОУ СПО ЛО "Сосновоборский политехнический колледж" не обеспечена выплата детям-сиротам 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Всего в ходе настоящей проверки выявлено 208 нарушений законов. По всем фактам нарушений закона приняты меры прокурорского реагирования: принесено 19 протестов (из них 3 – прокуратурой области), внесено 53 представления, направлено 58 исков в суд, объявлено 1 предостережение, вынесено 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.