Мобильный пункт взвешивания большегрузов на трассе "Москва-Петербург" создал проблемы грузоперевозчикам, а штрафстоянка помножила недовольство на 100 миллионов рублей. Теперь водители днем спят. Такой режим дал снижение ДТП вдвое. 47news прокатился по артерии М-10 и поймал конфликтологию.

На трассе "Россия" в два раза снизилось количество ДТП с участием большегрузных автомобилей, сообщил 24 апреля 47news наш собеседник в УГИБДД. По данным ведомства, в феврале-марте 2014 года на трассе произошло 82 ДТП с участием большегрузных машин и пострадало 8 человек. За тот же период 2015-го аварий с фурами и грузовиками насчитали 44, а в больницах оказалось четверо. В дорожной полиции связывают это с деформацией режима передвижения фур. "Все просто. С февраля заработал пункт весового контроля в деревне Бабино. Пока взвешиваем только днем. У большинства перегруз. Водители подстроились под ситуацию и теперь днем спят, а ночью двигаются. Интенсивность движения в ночное время кратно меньше, вот и аварий меньше", - раскрыл интригу собеседник в Управлении ГИБДД.

Как стало известно 47news, ночью не взвешивают в связи с нехваткой инспекторов с необходимым сертификатом. "А обязательное по регламенту освещение в Бабино есть", - как бы пообещали в Управлении ГИБДД.

С середины января нынешнего года на трассе М-10 "Россия", в районе деревни Бабино Тосненского района, заработал мобильный пункт взвешивания большегрузных машин. У грузоперевозчиков сразу начались проблемы. По причинам минимизации расходов, многие из них превышают введенную Минтрансом норму общей массы автопоезда в 40 тонн. В случае фиксации нарушения физлицо-владелеца штрафуют на 2,5 тысячи, а юрлицо на 300 тысяч. Если виновным признают ответственное лицо автопредприятия, то штраф составляет 20 тысяч. Эти страдания в период просушки дорог, с 1 апреля по 1 мая, грузоперевозчики испытывают ежегодно.

По процедуре, получив административный штраф и документарную отмашку Севзапуправтодора, машина двигалась дальше. Но теперь система усложнилась. На трассе "Россия" появилась штрафстоянка.



Транспортировка, пребывание и работа грузчиков обходятся в 85-100 тысяч рублей. По словам участников рынка, это намного превышает рыночную цену услуг. "Допустим, необходимо перераспределить нагрузку на оси. То есть передвинуть товар. Наших грузчиков не пускают, а за работу своих выставляют нереальные цены. Да и за сопровождение эвакуатором берут негуманно, 19 тысяч. Прикрываются какими-то бумажками", - рассказал один из перевозчиков, чья машина недавно попала на штрафстоянку и добавил: "За все про все отдали почти 100 тысяч". Отметим, что для того, чтобы забрать машину перевозчику нужно оплатить перегруз в Севзапуправтодоре. Стоимость составляет 1600 рублей плюс формула коэфициентов типа машины, вида груза и расстояния. В среднем рейс с перегрузом "Москва — Петербург" обойдется в 4-4,5 тысячи за лишнюю тонну. Перегруз можно оформить заранее. Но это занимает до 15 дней и, по словам перевозчиков, делает "ходку" нерентабельной.

Отметим, что исходя из статистики ГИБДД, за февраль-март 2015-го было оформлено 109 административных нарушений по перегрузу. 80 автомобилей было отправлено на штрафстоянку, а 29 устранили нарушение на месте. В отношении юрлиц было возбуждено 27 административных дел. Если предположить, что все они заплатят по 300 тысяч, получится, что в доход государства уйдет 8,1 миллиона рублей. Если динамика сохранится, то за год в бюджет только с одной "России" поступит около 100 миллионов рублей.

Арифметика также подсказывает и выручку коммерсантов на штрафстоянке. Исходя из озвученных грузоперевозчиками расценок, за два месяца она составила приблизительные 8 миллионов, то есть еще 100 миллионов в год.

При таких раскладах бизнесу больно.

"Нам, по сути, навязали услугу. Мы могли бы поменять тягач с двухосного на трехосный, таким образом устранив нарушение по нагрузке на ось. Но нас просто не пустили. За перетаривание взяли 90 тысяч и еще 19 за работу эвакуатора, который просто сопроводил нашу машину до стоянки", - рассказал один из "попавших" грузоперевозчиков по имени Вячеслав и добавил: "А у моего знакомого конкурента масло машинное так перетарили, что доехала просто каша. Если берут такие безумные бабки, то хоть бы работали нормально. А них ведь даже схем крепления нет".

"Мы два дня потратили на вытаскивание двух машин. За работу грузчиков в одном случае заплатили 75 тысяч, в другом 100. Причем они ведь фактически не устраняют нарушение. Вытаскивают палету, затем фотографируют и обратно ее загружают", - отметил гендиректор другой компании по грузоперевозкам по имени Алексей. Он также поделился: "Пытались решить вопрос через ГИБДД. И сбоку, и сверху заходили. Но собеседники как только слышали,  где машина, сразу отвечали, мол, нереально, не наша поляна".

Журналист опросил еще нескольких предпринимателей. Все негодовали. Основной посыл в адрес бизнесменов со стоянки условно можно определить словом "безобразие". Единственным, кто согласился авторизированно высказаться, стал Константин Ланне, руководитель фирмы "Трак". Его компания возит грузы для "Икеи". "Мы весы объезжаем через Лугу с крюком в 50 километров. Либо едем ночью, когда их нет. При этом веса у нас небольшие. Дело в другом. Опечатанные контейнеры, которые мы забираем в порту, в большинстве из Юго-Восточной Азии загружены "елочкой", то есть неравномерно. И рассчитать нагрузку на ось мы не можем. А попадать на эту стоянку нет желания. Причем, по моим данным, ничего они там не устраняют. Выгружают контейнеры, фотографируют и загружают обратно. И цены запредельные. Я сам совладелец терминала и знаю, сколько стоит перегруз", - рассказал Ланне и подтвердил, что через ГИБДД решить вопрос нереально.

На трассе М-10

47news решил прокатиться по "России" и проверить тезис о дневном сне шоферов, которые ждут ночи, когда уедут весы. Мы нашли местного жителя Вадима, знающего места отстоев большегрузов и бывшего дальнобойщика.

"Видишь гонит сотку? А мы 80 идем. У них экономия топлива после сотки включается. Цилиндр отключается", - начал экскурсию Вадим, выехав на трассу и показывая на пару фур. "А второй - москвич. По правилам идет. Они у них там с их камерами выдрессированные", - добавил он нюанс.

Недалеко от Бабино с весовым контролем на заправке спал не один десяток фур.

Фото 1.JPG автор: Виктор Смирнов,47news

"У меня перегруза нет", - смеясь, отметил разбуженный водитель Сергей. Взглянув на просевшие колеса песковоза, корреспондент почти поверил. "Это они просто приспущены, не обращай внимания, братан", - поправил мысли журналиста шофер и добавил: "У меня все просто. Дают команду ехать, я и еду. Ну, в смысле, как весы сваливают, значит можно". Фотографироваться Сергей не захотел. "Не, братан, не надо. Зачем мне неприятности", - перевели на русский литературный мы. В заключение водитель, посерьезнев, отметил: "Некоторых хозяева гонят, но мои нормальные". По оценкам нашего экскурсовода,у Сергея был перегруз минимум в 10 тонн.

"Я вот фрукты из Киргизии везу. Могу доехать за 5 дней, а с тахогрофом еду 10", - рассказал водитель Ибрагим. Он также подтвердил, что уж ему-то с его грузом на штрафстоянке точно не место: "Я виноград везу и груши. Представляешь, что с ними сделают, перегружая? А если зависну, все просто испортится".
 

Фото 4.JPG автор: Виктор Смирнов,47news


На другом отстойнике мы встретили бодрого дальнобоя Евгения. "Маюсь (это было видно — ред.), мог бы ехать сейчас, а приходится типа спать", - выпалил он и описал тактику борьбы: "Мы ж все на рациях. Они до 50 км бьют. Парни говорят, что "гайцы" снялись, вот мы и выезжаем под вечер". Евгений также радостно отметил: "Ничего, главное до 1 мая продержаться, а там поостынут (заканчивается режим просушки дорог — ред.)".

По информации 47news, радость водителя преждевременна. "В планах ужесточение контроля", - коротко прокомментировали нам в ГИБДД.

Наш провожатый объяснил специфику. "Есть цепочка. Например, в порту контора-логист объявляет ставку 35 тысяч за ходку. Тем, кто возьмет перегруз, предлагают больше. Но, если прихватят, это уже проблема перевозчика. Большинство ведутся".

В это время за бортом видим усыпанную колесами обочину. "Бросают пробитые баллоны на месте. Весной дорожники сердятся, но подбирают", - прокомментировал экс-шофер.

"А вообще с этой эвакуацией порой дело до смешного доходит. Был недавно случай. На весах водила пошел в отказ и заперся в кабине (с человеком эвакуировать запрещено — ред.). Причем, ментам же нельзя ломать дверь, если никого нет в машине. Поэтому он прятался в спальнике. А как только подъезжал эвакуатор, появлялся с мобильником. Три дня прожил, но сдался, когда приехали хозяева из Москвы. Правда, они ему даже адвоката не наняли. Прилип на 15 суток за неподчинение полиции. Очень обижался потом", - смеясь, рассказал провожатый Вадим.

Отметим, что у спящих дальнобойщиков сложилась и инфраструктура имени Бахуса. На одной из стоянок Вадим указал на потрепанную "десятку" с кавказцами: "Эти хлопцы им водку продают". Вопросы 47news к ребятам вызвали недоумение: "Нет". На вопрос, что за коробки у них на заднем сидении ответили почти честно: "Товар".

Фото 2.JPG автор: Виктор Смирнов,47news

Отметим, что после беседы горцы спешно умотали.

Объехав еще несколько стоянок фур, 47news окончательно уверился в тенденции дневного сна и отправился на пункт взвешивания в Бабино.

Не желая фраппировать сотрудников и "попавшего" водителя, мы сделали фото из машины.

Фото 3.jpg автор: Виктор Смирнов,47news

Тот самый "пункт" выглядел безобидно. "Газель" и пластины с датчиками рядом. По информации 47news, оборудование стоит не более 200 тысяч рублей плюс машина. С учетом размера штрафа в 300 тысяч должен отбиваться в три приема.

"Видишь, номер переписывает водила (когда отъезжали, по всей видимости, водитель, переписывал с борта "Газели" телефон доверия полиции — ред.). Жаловаться будет", - отметил наш провожатый.

По словам собеседников в УГИБДД, юрлица сейчас идут по пути минимизации затрат в плане штрафов. "Машину оформляют на физлицо. И штраф уже не 300, а 2,5 тысячи. Плюс не нужен путевой лист, медосмотр и не надо регистрироваться в ГИБДД как автопредприятие", - рассказал сотрудник и отметил: "Но от штрафстоянки это не спасает. Тем все равно. Даже полицию на территорию не пускают".

Известно, что конкурсы на функционирование штрафстоянок прошли в конце 2014 года во всех районах Ленобласти. Но только в Тосненском районе, в отношении федеральной трассы, он признан состоявшимся. "На остальных федтрассах парни штрафуют и отпускают, так как некуда эвакуировать", - прокомментировали 47news в управлении ГИБДД.

Еще одним подразделением, которое занимается профилактикой перегрузов, является специализированная рота оперативного реагирования УГИБДД по Петербургу и Ленобласти. Ее сотрудники от общения с 47news отказались. Но, по данным редакции, ежедневно в район выезжает 1-2 машины мобильного весового контроля.

В качестве тенденции можно отметить один из сегментов плана реставрации федеральных трасс. Каждую из них планируют оснастить встроенными в асфальт датчиками веса и близрасположенной камерой. Такую систему, по словам собеседников в дорожной полиции, уже тестируют в Чудово Нижегородской области.

"Мы действуем в рамках законов и постановлений правительства Ленобласти. И не имеем права никого допускать на территорию штрафстоянки. Можете изучить", - ответил заместитель гендиректора ООО "Стройгрупп" и руководитель обособленного подразделения этой компании в Тосно Виталий Усольцев.

Мы изучили. Действительно, не беглый анализ постановлений и указов, регламентирующих деятельность штрафстоянок, показал, что на их территории могут работать лишь аккредитованный персонал, а заезжать и вовсе никому нельзя. "Мы выиграли тендер, кстати, не с первого раза, и в конкурсной документации не было параметра цен на услуги. Мы считаем свои цены вполне рыночными", - отметил Усольцев.

-Грузоперевозчики утверждают, что платят по 100 тысяч за вызволение машины. Это так?

-Нет, конечно. 19 тысяч стоит сопровождение машины эвакуатором и потом 80 рублей в час за стоянку. Если водитель не желает ехать, то мы расцепляем тягач и прицеп и транспортируем их отдельно. Получается два раза по 19 тысяч.


47news позвонил в дверь КПП штрафстоянки и представился владельцем фуры с фруктами. Мы, несколько волнуясь за судьбу груза, спросили сколько будет стоит вызволение машины, которую якобы уже оформляют на пункте взвешивания. Ответ несколько противоречит словам замдиректора. С нас попросили 85 тысяч за перетаривание, либо 19 тысяч плюс стоянка если получим разрешение в Севзапуправтодоре.



Виктор Смирнов,

47news