Глава Кировского района Дмитрий Василенко 10 лет назад обменял орудия крейсера "Киров", защищавшего в блокаду Ленинград, на пару "Жигулей". Теперь пушки служат каруселями.  47news раскрыл эту спецоперацию, а "президент" придумал вежливый принт на футболках молодежи Восточной Европы.

В ближайшее время, но до 9 мая, зенитные орудия в музее под открытым небом "Эхо войны" в Шлиссельбурге будут покрашены, а те, которые вертятся на постаментах, еще и смазаны. 47news узнал, как орудия попали в Шлиссельбург с военной базы в Кронштадте. Эта история нафталином не пахнет, а напротив, проходила в бодром стиле. Он не свойственен нынешнему крючкотворству с оглядками на процедуры и разрешения.

Летом 2004 года к поисковику Сергею Харлантьеву с интригующим предложением обратились двое офицеров. Мол, есть спаренное зенитное орудие и недорого. Пушку должны были в скором времени утилизировать, как сделали это с кораблем, на котором она стояла. Крейсер "Киров" был пущен на металлолом еще в 70-х. Орудия ждали такой же участи законсервированными.

"Киров" — советский легкий артиллерийский крейсер "проекта 26". Техдокументация была куплена у итальянцев. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Главный строитель — военинженер 2 ранга Николай Григорьев. В 1937 году в ходе испытаний произошли множественные аварии и были выявлены недоделки. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли. Главным строителем назначили Виктора Бродского. В этом же году он был арестован. В 1938 году, во время учебных стрельб произошло ЧП, в результате чего был отстранен, а затем арестован председатель комиссии по приемке корабля Александр Векман. С 1941 по 1944 "Киров" и его капитан Валентин Дрозд защищали центр Ленинграда от атак с воздуха, дислоцируясь на Неве.

"Круг поисковиков тесен. На меня вышли военные. Сказали, будем резать орудия. Долго не думал. Надо было спасать", - вспоминает Харлантьев.

Деловая встреча заинтересованных лиц, то есть поисковика Харлантьева, 31-летнего мэра Шлиссельбурга Дмитрия Василенко и военных произошла в одном из кафе Кронштадта. Офицеры заломили несколько "девяносто девятых". Тонированных и черного цвета. Василенко поупрямился. Сошлись на двух. Через неделю был найден специальный трал для 20-тонной пушки. Машину отправили в сторону Кронштадта.

"Вы не представляете, какая морока была с этой транспортировкой. Чистой воды авантюра. Такое только по молодости бывает. Сейчас бы я сто раз подумал, узнал бы процедуру, какие бумажки нужны и прочее", - вспоминает Василенко.

"Подхватили мы трал с зенитками в районе объездной. Ехали практически через Петербург. Что называется, до первого гаишника. Впереди мой "Lexus" с вмонтированными спецсигналами. Тогда еще можно было. А сзади здоровенная зенитка. Но, ничего, до Мурманской трассы прокрались, а там уже знакомые гаишники сопровождали. И так два раза, поскольку ее разбирали — слишком тяжелая была", - рассказал Василенко.

Как выяснилось, таким же образом с острова приехали и остальные 6 зениток, выставленных сейчас в музее. "Нам военные сообщали, "кого" резать будут и мы выезжали", - рассказал Харлантьев. Всего же, по оценкам поисковика, музей обошелся в 26 тысяч долларов.

Орудия сначала отправлялись на Невский судостроительно-судоремонтный завод. С директором договорился Василенко. Там их пескоструили и красили, а затем водружали на подготовленные бетонные постаменты. Затем приезжали военные и демилитализировали - рассверливали стволы, заваривали казенную часть, снимали прицелы.

"Некоторые из орудий решили сделать приближенными к функционалу, то есть крутящимися. Дети сейчас как на карусели катаются. А еще реальные ощущения, когда на сидении стрелка сидишь", - поделился взрослый Дмитрий Василенко.

Отметим, что башни главного калибра крейсера "Киров" установлены в Санкт-Петербурге на Морской набережной. А одно из универсальных орудий установлено как памятник в "Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев" в Алма-Ате.

Все же главная любовь Василенко, похоже, не зенитки. Но тоже пушки, способные крутится, но на гусеницах. Недавно 47news сообщал и показывал, как отшлифовали и впервые в России вскоре подсветят Т-34 на Невском пятачке.

Мы задали "президенту" Кировского района вопрос, который легко бы задали Владимиру Путину, тем более, что лидер 16 апреля как раз отвечал россиянам.

- Вы пушки восстанавливаете и украшаете, а в Восточной Европе их снимают с пьедесталов. Может быть, дело не в политике, а в том, что в современном мире не нужны агрессивные формы? Или не востребовано столько пушек, установленных на обозрение в городах?

- Я считаю с точностью до наоборот. О памяти, об истории говорить не будем, это не обсуждается. А что безобиднее: древняя громадная, чугунная мортира или пистолет Макарова? Так что не надо им торопиться. Наотмашь подталкивать перемены. Навряд ли им больше по душе наши современные танки Т-90. А в Т-34 нет агрессии, они их же освобождали. И ничего нет зазорного, если 9 мая на футболках молодежи в той же Восточной Европе появится надпись "Т-34, спасибо". Об элементарной вежливости, вообще, помолчим".

Виктор Смирнов,

47news