Власти Ленинградской области связывают будущее экономики региона с реализацией планов переработки транзитных грузов областными предприятиями. Об этом заявил вице-губернатор Григорий Двас в интервью корреспонденту журнала "Конкуренция и рынок". Основной эффект для экономики области достигается не за счет увеличения контейнерных перевозок или улучшения транспортной инфраструктуры, а благодаря, образно говоря, вскрытию контейнеров и превращению их содержимого в новое качество товара.
«Одной из особенностей Ленинградской области, – отметил Двас, – является геоэкономическое положение. Мы рассматриваем свое положение не столько в отраслевом разрезе, сколько в разрезе развития определяющих факторов. В этом смысле наше геоэкономическое положение влечет за собой востребованность Ленобласти как транзитного региона, и данный фактор будет усиливаться и превалировать. Поэтому в экономике наметилась тенденция создания предприятий, связанных с глубокой переработкой тех грузов, которые транзитом пересекают Ленобласть. Одними транспортно-логистическими терминалами ресурс не будет исчерпан. Да, будет мощное развитие в области транспортно-логистических и морских терминалов, железнодорожных и автомобильных артерий. Однако областные власти намереваются осуществить нечто большее. Мы связываем основные наши планы развития именно с переработкой транзитных грузов на предприятиях области».
Вот два характерных и противоположных примера. Автомобильный завод "Форд" во Всеволожске, на который стекаются комплектующие со всего мира. Что-то добавляется в области, совершается сборка автомобиля и производится дистрибьюция готовой продукции по всей России. И обратным примером служит завод "Катерпиллер". Со всех уголков России поступают материалы и комплектующие на завод, производится продукция целиком уходящая на экспорт. Теоретически аналогическую работу можно было бы сделать, к примеру, в Вологодской или Псковской области, и оттуда через Ленинградскую экспортировать готовую продукцию. В этом случае область имела бы транспортно-логистическую деятельность, но это не было бы не максимальной реализацией геоэкономического потенциала региона.
По словам Дваса, правительство области испытывает большое удовлетворение не от простого "оседлывания" грузопотока, а именно от его трансформации путем глубокой переработки. Поэтому в перспективе любые отрасли экономики будут развиваться, ориентируясь на глубокую переработку транзитных грузов. Это одна из генеральных линий развития экономики области, которая дополняется и другими конкурентными преимуществами.