На участке КАД "Горская – Приозерское шоссе" намечается реконструкция. Дорога будет расширена за счет внутренних полос. Увеличится её пропусная способность; уменьшится количество аварий; быстрее будут ездить автомобили, а значит, и вредных выбросов они будут выделять меньше.
Кольцевая автодорога сделала много полезного для здоровья горожан, убрав из центра Петербурга транзитный транспорт и улучшив тем самым состояние атмосферного воздуха в жилых кварталах. Но некоторые экологи упрекают руководство КАД в том, что не все возможное для природы сделано – в частности, в плане реконструкции дороги не предусмотрено создание переходов через неё для животных.
Мы обратились к специалистам с просьбой рассказать, как сделать так, чтобы дороги со скоростным движением не становились непреодолимым препятствием для мигрирующих зверей.
"Да, для животных дорога – препятствие. Но и животное на дороге – угроза безопасности движения, - ответил нам Владимир Жигульский, генеральный директор проектной организации "Эко-экспресс-сервис". – Поэтому постройка переходов дороги для животных – не благотворительность, а необходимость. С другой стороны, нет никак правил, регламентирующих количество переходов на, допустим, 10 километров дороги. Проводятся исследования, отмечаются направления миграций. Потом планируются переходы – там, где они нужны. Но на реконструируемом участке КАД не было выявлено миграционных путей крупных животных. Поэтому там и не были сделаны проходы для них".
"Лучше всего, когда дорога проходит по эстакаде. Пространство под ней свободно и проходимо и для лосей, и для кабанов, - говорит председатель природоохранительной комиссии ЛОО РГО, кандидат биологических наук, Владимир Сысуев. – Но пути миграции крупных животных в окрестностях большого города хорошо известны. Их вообще не так много. В основном в помощи при переходе дороги нуждаются все же мелкие животные – ежи, лягушки, ящерицы и змеи, а также насекомые. Для них эстакад строить не обязательно. Достаточно сквозной трубы, оставленной в теле дороги, которая к тому же служит для сброса почвенных вод".
"В проекте КАД были предусмотрены проходы для мелких животных, амфибий, пресмыкающихся, - комментирует ситуацию Юрий Шевчук, председатель Северо-Западного Зеленого Креста. – Это, во - первых, исторически сложившаяся сеть водотоков, проходящая под КАД; во-вторых, специально расширенные новые мелиоративные сооружения. Можно сказать, что эти проходы выполняют свою миссию – мы фактически не видим на КАД раздавленных автомашинами мелких животных. Возможно, в ходе реконструкции дороги эти проходы надо почистить. Что же касается требования проделать под дорогой туннель для кабанов, то могу сказать, что браконьеры с радостью воспользуются подобным "природоохранным" сооружением, установят там ловушки, подреза или еще что-то подобное и изведут всё стадо".
"Кольцевая автодорога в данном районе отделяет заказник "Левашовский лес" от жилых районов и промышленных зон, то есть несет еще и функции буфера, - говорит директор ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт – Петербурга", Татьяна Ковалёва. – Заказники создаются не для отдыха населения, а для защиты интересов животных и растений. Так что в данном случае КАД даже способствует снижению антропогенной нагрузки, а, следовательно, и охране природы".
"Если лисы из-за КАД не смогут подходить к жилым домам, то это только лучше, - добавляет Владимир Сысуев. – Они часто разносят бешенство и могут заразить домашних животных".
Несмотря на такое единодушие со стороны экспертов, мы считаем необходимым призвать проектировщиков дорог в будущем обязательно учитывать интересы обитателей лесов и полей, по которым они прокладывают свои трассы.
47news, по материалам пресс-службы Северо-Западного Зеленого Креста