Приказ главного судмедэксперта Ленобласти Лебедева о запрете выдачи тел без нотариально заверенной справки от близких родственников заставил одних на документ наплевать, других заработать. 47news нашел и указание, и квитанции о коррупции. За девиз журналисты взяли слова похоронщика: "Свежие тела моргам не нужны".
В прокуратуру Кировского района Ленобласти 16 января поступила жалоба от ритуальной конторы на незаконный отказ в выдаче справки о смерти в местном морге. Похоронщики представляют интересы родственников усопшего и указывают на заинтересованность главного патологоанатома Ленобласти в получении прибыли от бизнеса по подготовке тел к погребению. Инструментом в этой борьбе стали два приказа подписанные начальником Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области Василием Лебедевым. Каждый из них привносит новацию в процедуру выдачи родственникам тел усопших.
По данным 47news, ежегодно через бюро судебно-медицинской экспертизы Ленобласти проходит от 10 до 12 тысяч умерших. Известны также цифры по некоторым районным отделениям бюро. Так, через морг Токсово Всеволожского района в год проходит 600-800 человек. Через морг Кировска около 1000 человек. Через гатчинский - 1000 — 1200, а через всеволожский - 800-1000 человек.
Два указа
Первый приказ, датированный мартом 2014 года, запрещает отправлять умершего гражданина куда-либо кроме как в морг по месту смерти. Если, например, человек умер в Волховском районе значит везти его можно только в морг Волхова, несмотря на то, что он может быть из Гатчины или Петербурга. При этом в документе есть ссылка на приказ Минздрава, в котором территориальный параметр есть, но прописан он не так категорично. То есть когда нужно, везти в морг другого района можно, говорит документ, подписанный в 2010 году министром здравоохранения Татьяной Голиковой.
Второй приказ выпущен в октябре минувшего года. Начальник бюро в мотивировочной части документа указывает на "участившиеся случаи выдачи справок о смерти "лицам, не являющимся родственниками умерших и погибших". Статистика не приводится. В ином случае 47news мог бы выйти с заголовком: "Пропавшие тела".
В распорядительной части документа главный патологоанатом приказывает:
"Медицинские свидетельства о смерти... выдавать членам семьи, а при их отсутствии близким родственникам умершего (погибшего), законному представителю умершего (погибшего) с занесением всех сведений...". Далее руководитель разъясняет: "Для получения медицинских свидетельств о смерти иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего, данные лица обязаны обратиться для согласования и регистрации правоустанавливающих документов (доверенности от родственников, договоров и т. д.) в администрацию Бюро судебно-медицинской экспертизы по адресу Санкт-Петербург, ул. Шкапина, 38".
По факту сейчас близким и не очень родственникам, а также ритуальным конторам, взявшим на себя обязанность заниматься погребением, приходится доказывать, что они на это имеют право. А изучение закона о погребении и похоронном деле вызывает ощущение, что Василий Лебедев перебрал с бюрократизмом.
Пункт 1 статьи восьмой главы второй "Закона о погребении и похоронном деле" поименованный "Гарантии при осуществлении погребения умершего" доходчив:
"Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, гарантируется выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток".
Отметим, что под близкими родственниками российский закон подразумевает детей, родителей, усыновителей и усыновленных, родных братьев и сестер, внуков, дедушек и бабушек. Под иными - логичным образом всех остальных. Как видно из приказа Лебедева, об иных родственниках он не упомянул, а распоряжение доказывать родственное или доверительное отношение к усопшему в головном офисе Бюро при наличии доверенности или договора на оказание услуг и вовсе не ложится в нишу закона.
Приказов эффект
Представитель ритуальной компании, на условиях анонимности, объяснил какой эффект дали приказы.
"Допустим, человек с городской пропиской умер на даче в Ленобласти. Раньше в этом случае трупы возили в морг Ленинградской областной больницы. Сейчас приказ предписывает доставлять покойников исключительно в районный морг по месту смерти. Затем родственники сначала едут из города в район получать справку о смерти. Там им предлагают предъявить нотариальную доверенность о представлении интересов. В случае если она есть, предлагают съездить в Петербург для ее проверки в областное бюро судмедэкспертизы на улице Шкапина, а затем вернуться обратно. Получившим таким образом справку о смерти родственникам нужно вновь ехать в Петербург и получать в ЗАГСе свидетельство о смерти на гербовой бумаге. А затем вновь возвращаться в район. Минимум два, а то и три дня на все про все. При этом, когда родственников нет, например когда хоронят соседи, им еще неделю придется доказывать, что они жили рядом. А состояние тела с каждым днем лучше не становятся, - рассказал коммерсант и добавил, - Если бы городских возили сразу в Ленинградскую областную, то родственники бы сразу получали справку о смерти, еще через пару часов гербовое свидетельство и через день бы хоронили. Сейчас после описания перспектив скорбящим ненавязчиво предлагают решить вопрос за 20 тысяч рублей и обойтись без всяких разъездов. Соответственно, два этих приказа работают заодно. Что касается представителей компаний, то несмотря на доверенности от близких, в районных моргах заявляют, мол, везите сюда родственников. А если те не могут доказать родственные связи, то надо ехать в Петербург, где начинается проверка на неделю". В заключение коммерсант обозначил масштаб: "Это на потоке. Это по всей области".
Приказов эффект еще
47news нашел руководителя ритуальной компании, который не побоялся назвать свое имя и рассказал еще об одном эффекте приказа "о направлении тела в морг исключительно по месту смерти".
"Тело забирает служба вывоза и сразу везет в морг. Там оно убирается в холодильник. Родственники приходят на следующий день и платят за подготовку тела к погребению. По сути, тело нужно только помыть, одеть и грим сделать. Стоит это в районе восьми-девяти тысяч. Но на практике происходит иначе. Например, тело привозят в морг ночью, например в Токсово. А там никого нет. Ночной приемки нет. Да и вечером могут не принять. Можно хоть долбиться в дверь, никто не откроет. А если кто-то из санитаров на месте, он говорит следующее: "Не надо сейчас, привозите утром, ночку откатайте". А когда ночку откатают, тело начинает портиться. Например, если умер сердечник, тело уже через шесть часов начинает чернеть. И в принципе процесс разложения начинается через это время. Утром тело принимают, а оно уже подпорченное. У кожи неестественный цвет становится. Родственники приходят на следующий день и платят за подготовку не восемь тысяч, а в лучшем случае пятнадцать. Может дойти и до тридцати. В моргах так напрямую и говорят — нам свежие не нужны, нам нужно деньги зарабатывать", - рассказал генеральный директор ритуальной компании ООО "Содействие" Илья Лубков и добавил документальных и физиологических нюансов:
"Приходят родственники в районный морг получать справку о смерти. А им объявляют, что либо сегодня за 5 тысяч, либо в течение трех дней. Люди, как правило, эти деньги платят. После этого выходят санитары и начинают стращать, мол, уши-пальцы посинели, надо делать бальзамирование, то есть замещение крови на формалин. Процедура стоит от 15 до 30 тысяч. Иначе придется хоронить в закрытом гробу".
Есть и случаи намеренной порчи трупа. По словам Лубкова, это происходит тогда, когда агент похоронной компании, нанятой родственниками считает, что тело нужно перевезти в другой морг, где подготовку делают более качественно и дешевле.
"Могут тело поставить к батарее. Труп портится в этом случае за полтора-два часа, начинает пахнуть и становится мягким как губка. Здесь только бальзамирование может помочь. Могут перевернуть на живот, после чего все лицо становится синим. В этом случае и бальзамирование не помогает. И третий вариант - когда во вскрытое тело наливают кипяток. Из-за этого по телу идут ожоги пузырями. В этом случае речь уже идет не о бальзамировании, а о реставрации за 30 тысяч. В общем, гадят как могут, чтобы тело от них не уехало, и можно было вымогать с родственников", - рассказал Илья Лубков.
По словам Лубкова, Ленинградская областная клиническая больница (ЛОКБ) раньше была главным отделением по приему трупов, и там была зона конкуренции похоронщиков. А приказ везти только по территориальности направляет родственников и их средства к ритуальным конторкам, обосновавшимся при моргах. В разговоре, директор недвусмысленно указывает и на куратора этих фирм в лице патологоанатома.
По свидетельствам родственников усопших, которые столкнулись с поборами в некоторых моргах, за услуги выдается квитанция от неких юрлиц с указанием услуги: "Внеочередное исследование СМЭ срочная справка". В нашем распоряжении оказались две такие квитанции, из моргов Гатчины и Токсово.
Отметим, что компания "Ритуал - Спектор" в системе анализа всех юрлиц на территории РФ "СПАРК Интерфакс" не значится.
Похоронная легенда
Представившись не близким и безутешным родственником, корреспондент 47news попытался узнать, какие проблемы могут возникнуть у реальных родственников. По легенде, близкие умершего сейчас на Украине и добираться им долго.
В морге Кировска порекомендовали приходить с нотариальной доверенностью, но доверительно уверили, что ехать с ней никуда не придется. "Доверенность о том, что вы можете хоронить. Родственники должны предупредить, например, по факсу, что они не против. Сейчас и электронная почта есть". На резонное предположение, какими именно словами ответит на такое предложение нотариус, собеседница посоветовала позвонить завтра. "Я сегодня замещаю". На вопрос о том, что же должно быть написано в доверенности 47news получил такой диалог:
Морг: Родня должна быть не против захоронения.
47news: То есть мне родню надо из Украины привезти?
Морг: Должен быть какой-то документ от родни.
47news: Что за документ? Что мне говорить нотариусу?
Морг: Вы с родственниками по телефону свяжитесь.
47news: И передать трубку нотариусу?
Морг: Перезвоните мне, я посоветуюсь...
В морге Волхова, согласно ответам, законодательство все же соблюдают, но уверенности в этом, судя по голосу собеседника, нет.
"А ближние родственники есть?" - сразу же поинтересовался сотрудник морга. Получив ответ, что те на Украине, заверил: "Если вы будете заниматься похоронами, то справку выдадут". На вопрос о необходимости подтверждения родства судмедэксперт ответил вопросом: "А вы кем ей приходитесь? - и, услышав словосочетание "внучатый племянник с другой фамилией", продолжил, - если вы беретесь ее захоронить - не надо доказывать. Мы не отправим вас никуда". С акцентом на частице "мы".
В морге Кингисеппа на вопросы ответили информативно. "Справку (о смерти - прим. ред.) получите, конечно. Я вам так скажу. Официально, у меня есть приказ о том, что нужно документальное подтверждение родства. Но дело в том, что ни я, ни тот, кто этот приказ издал, не представляют, что это за документальное подтверждение и где его брать. Поэтому я этот приказ не замечаю. И если вы будете хоронить и забирать, то нет проблем. Хотя формально я, конечно, не прав, поскольку нужна какая-то доверенность. Но как можно подтвердить родство, вы мне скажите?! Если, например, у дочки другая фамилия? Как дочка подтвердит родство с отцом? Поэтому я не представляю, как этот приказ исполнять. Вот пусть кто представляет, тот и исполняет!" - эмоционально прокомментировал кингисеппский судмедэксперт.
В токсовском морге судмедэксперт предложила нам прийти утром и обратится в ритуальную контору при морге. "Найдете там, там ритуальная служба у нас есть... и будете решать", - ответила специалист и попрощалась.
Начальник
"Василий Лебедев приходил в бюро под эгидой того, что он родственник Лобжанидзе, чтобы боялись, но, как выяснилось, это не соответствует действительности", - прокомментировал заведующий Петербургским городским судебно-медицинским отделением Александр Ярыгин. Год назад Ярыгин занимал должность заведующего Всеволожского районного судебно-медицинского отделения. Проводил экспертизы тел убитого ректора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александра Викторова и архитектора Всеволожского района Эдуарда Акопяна.
Ярыгин прокомментировал ситуацию в Ленинградском бюро судебно-медицинской экспертизы: "Ситуация складывалась в течение двух лет, с момента прихода в конце декабря 2012 года нового начальника Василия Лебедева. Ситуация напряженная, негативная. С приходом Лебедева бюро покинули высококвалифицированные специалисты. Также за это время Лебедев оказался причастным к ряду конфликтов между ритуальными компаниями. И самое главное, что отсутствие опыта практической судебно-медицинской деятельности не дают возможности выполнять Лебедеву одну из главных функций начальника бюро и главного судебно-медицинского эксперта Ленобласти. А именно активное личное участие в проведении наиболее сложных и социально-значимых судебных экспертиз и личного контроля за качеством экспертиз, поскольку Василий Николаевич не работал в этой области. Работал в спорткомитете, где занимался допинговым контролем, затем был специалистом по гражданской обороне в наркологическом диспансере. Не имея никакого опыта в судебно-медицинской экспертизе, возглавил бюро. Как-то комментировать ту или иную экспертизу не может и не скрывает это, говорит, что ничего в этом не понимает".
Женская дружба
Возможно, карьере Василия Лебедева помогло предполагаемое знакомство его супруги Марины Берулавы с Нанули Лобжанидзе - женой бывшего главы комитета по здравоохранению Ленобласти Арчила Лобжанидзе. Юридически и косвенно их знакомство подтверждается данными информационно аналитической системы "СПАРК-Интерфакс".
Известно, что Нанули Лобжанидзе владела долей в ООО "Альянс - Тосно", одним из совладельцев которого было ООО "Планета ортопедии". В ней, в свою очередь, долями владели Елена Лебедева и Мадонна Берулава. ООО "Альянс - Тосно" занимается стоматологией и работает на территории Тосненской центральной районной больницы, где Арчил Лобжанидзе ранее был главврачом.
Официально-антикоррупционно
От разговора с 47news главный патологоанатом Василий Лебедев уклонился, сославшись на то, что ему необходима санкция на общение с прессой от комитета по здравоохранению.
Председатель комитета по здравоохранению правительства Ленобласти Сергей Вылегжанин рассказал 47news, что в комитет поступило несколько обращений, касающихся нарушения прав ритуальных компаний главным врачом Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области Василием Лебедевым.
"Комитет по здравоохранению совместно с правоохранительными органами и другими органами исполнительной власти правительства Ленобласти проводит проверку по изложенным в обращениях доводам", - рассказал Вылегжанин 47news.
От чиновника также стало известно, что приказ о получении доверенности родственниками и приказ о территориальном размещении тел умерших в моргах направлены на антикоррупционную экспертизу в комитет правового обеспечения и контроля Ленинградской области.
P.S. Как стало известно 47news, с одним из наших собеседников, директором ритуальной компании Ильей Лубковым, который давал журналистам авторизованные комментарии, случилось происшествие. По его словам, 28 января около семи вечера на 13 километре дороги "Анташи — Ропша - Красное Село" между деревнями Сокули и Глядино Ломоносовского района он вышел из машины залить омыватель. "Неожиданно со встречной полосы вылетел паркетник и на скорости попытался меня сбить. Удалось отскочить. Их автомобиль срезал зеркало с водительской стороны и, не притормозив, скрылся", - рассказал по телефону Лубков через 10 минут после случившегося.
P.P.S. Совершенно случайно в распоряжении редакции оказалась фотография журнала учета загадочных поступлений, сделанная одним из родственников в морге Гатчина. Возможно, ОБЭП и БСМ - это прозвища злоумышленников.
Редакция 47news благодарит коллег из телекомпании "НТВ – Петербург", которые помогли нам разобраться в этой истории.
Их сюжет вы можете посмотреть на их сайте к 16 часам 2 февраля 2015 года.
Виктор Смирнов,
47news