Самые влиятельные люди Ленинградской области на 2014 год были понятны 47news еще месяц назад. Но по просьбе коллег из журнала "Город 812", для которого журналисты 47news сделали этот рейтинг, мы наше мнение попридержали. Теперь пора.
Дом правительства Ленинградской области находится на Суворовском проспекте в трехстах метрах от здания администрации Петербурга. У правительства Ленобласти дом серый, у администрации СПб - жёлтый. Но им предстоит поменяться цветами. Перефразировав демотиваторы в социальных сетях, можно вывесить лозунги: Санкт-Петербург - для грустных, Ленобласть – для задорных.
Задаёт тон в области ее губернатор Александр Дрозденко.
На фоне незаметного и редко улыбающегося градоначальника Северной столицы Георгия Полтавченко глава 47 региона не провинциал, каким привыкли видеть любого занимающего эту должность из окон Смольного, а политик почти американского типа. Если бы Ленобласть была в центре внимания СМИ, обыватель следил бы за жизнью региона, как за сериалом. Когда губернатор попадает в руки телевизионщиков, неизвестно, кто ведёт диалог. Однажды мы наблюдали, как он подталкивал уставшую от длинного дня съёмочную группу словами: "Ребята, ну давайте, чуть-чуть осталось, встаньте вот здесь, поставьте камеру…".
Дрозденко не боится выступать по поводу событий, исход которых от него не очень зависит, - майдан ли это в Киеве или введение санкций против РФ. Будь в Ленобласти метро и случись в нём "жетоновое побоище", Дрозденко лично раздавал бы жетоны на станции, лишь бы успокоить паникующее население.
Жители области знают губернатора как человека, проверяющего все закоулки — от ящиков в моргах до кабинетов женских консультаций, и общающегося со всеми, кто только встречается на его пути - от стариков на лавке в райцентре до малышей в детсаду. Ему не всё равно, поэтому он везде. Подчинённым хуже – начальник реагирует реагирует на любые их промахи, редко хваля за успехи. Он не привык стоять на месте, потому может за год поменять структуру правительства не раз или уволить разом двоих-троих председателей комитетов.
Хоть в правительство, помимо Дрозденко, входят еще 12 человек, ярко чеканят шаг четверо.
Больше всего губернатор доверяет вице-губернатору-руководителю аппарата Сергею Перминову. Главной загадкой правительства Ленобласти как раз является ответ на вопрос: почему? Возможно, советы Перминова и позволяют кораблю под управлением Дрозденко не сбиться с фарватера. Близость к Дрозденко не означает, впрочем, что любые замыслы Перминова воплощаются. В отличие от большинства чиновников, Перминов чётко очерчивает границу: если он решил, что человек находится с противоположной стороны, значит, он к нему не придвинется. Возможно, в перминовской оппозиции против всех меньше лицемерия, чем в дружбе некоторых со всеми.
Вице-губернатор по жилищно-коммунальному хозяйству Юрий Пахомовский хваток настолько, что разбирается, кажется, даже в астрологии, а не только в рвущихся в Ленобласти трубах. Единственный из всех топ-менеджеров правительства ест в обычной столовой на Суворовском, 67. Благодаря разностороннему общению (ему без разницы – хоть с блогерами, хоть с министрами) и уровню познаний Пахомовского в правительстве можно использовать в качестве рационального аналитика и коммуникатора. Он почти всегда знает, кто за кем стоит, и по одной фразе в газете может спрогнозировать, чем грозит та или иная ситуация. Однако немного впечатлителен. Может дорисовать себе в воображении то, чего и не будет.
Первому вице-губернатору Константину Патраеву по должности положено не отставать и реагировать на чрезвычайные происшествия, выезжая на пожар в Приморске или на аварию на "Скандинавии". Будь дело в Москве, им легко могли бы заменить Шойгу в МЧС - в экстренных случаях реагирует молниеносно и добивается исполнения.
Воспитанный в военной семье, Патраев часто говорит о долге Родине, хотя в его кабинетах никогда не висел портрет ни одного руководителя страны – над креслом лишь герб России. Это принцип. Чуть ли не единственный в правительстве, кто спорит с губернатором, не беря сразу под козырёк. Отчего сам и страдает, даже если оказывается прав. А это уже характер.
Окружающих подсознательно делит на своих и чужих. Первым доверит душу и под настроение расскажет десяток анекдотов из жизни. Для вторых навсегда останется костюмом с маской, в которой изредка загорается огонёк. Они никогда не узнают, что чиновник, ведущий совещания механическими фразами, увлекается разведением кур и уток у себя дома, в Выборгском районе, переживает за каждую птичку. И не только за птичку.
Вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв посвятил год войне с муниципальными властями, из-за доброты которых на скромных сельских территориях могли образоваться многокилометровые города. Богачёв принадлежит к тому типу людей, которые никогда не откладывают звонки и, соответственно, ответы на них. Также и в строительных делах: берём конкретное поселение, разбираемся с проблемой, уезжаем, едем в следующее. Расширять зону атак дальше Всеволожского района он не стремится, впрочем, за его пределами и строительства маловато.
Председателей комитетов Ленобласти лучше выстроить в один ряд, не выделяя толком никого. На этом фоне проявиться бы председателю Комитета по печати и связям с общественностью Андрею Радину. Всё-таки он телезвезда. Однако Радин в Доме правительства ведёт себя настолько же незаметно, насколько и его коллеги. Разве что иногда его можно увидеть в курилке во дворе. Возможно, губернатор при приёме Радина на работу не предусмотрел одной детали – развесить по зданию плазмы и вменить в обязанность тележурналисту рассказывать с них о событиях в области.
Описание бизнес-элиты Ленинградской области настолько кратко, настолько же и постоянно. Никак не обойтись без владельца строительной компании "Группа "ЛСР" Андрея Молчанова. Он хоть и продал в 2014 году цементный завод в Сланцах, но у него появился потенциальный город в черте Всеволожска.
В строительное лобби входят и депутат Госдумы от Ленобласти Сергей Петров (его аффилируют с холдингом "СВП Групп") и депутат ЗакСа Ленобласти Денис Жуков (строительная компания "Строй-Плюс"). Два товарища уже вплотную подступились к Ломоносовскому району и застраивают его.
Нельзя забыть и председателя совета директоров ОАО "Компания "Усть-Луга" Валерия Израйлита, тем более, что теперь он возглавляет и региональный Союз промышленников и предпринимателей. Хотя рейтинги его в 2014 году пошатнулись — не всё так хорошо, как раньше, в его кошельке.
Самой яркой личностью в бизнес-пространстве мог бы стать президент Торгово-промышленной палаты Ленобласти Кирилл Поляков. Он красиво говорит, а бытность Полякова спикером областного ЗакСа парламент в Ленобласти был чуть ли не самым оппозиционным в его истории. Но тогда Полякову было под тридцать, а сейчас ему под сорок, и он разочаровался в политике. К тому же, кроме должности главы палаты у него около десятка аналогичных. На визитках выглядит красиво.
Описывать парламент Ленинградской области ещё проще.
Сейчас там две яркие фигуры: лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев и лидер фракции "Справедливая Россия" Александр Перминов. Они практически единственные, кто задаёт жару на заседаниях. Лебедеву после работы в советской милиции свойственно желание докопаться до сути вопроса, потому он вводит в ступор председателей комитетов, отвечающих за разработку того или иного законопроекта. Лебедев славен еще тем, что может взять и послать без раздумий. Перминов задаёт вопросы с занудным постоянством и настолько много, что обычно ему уже в середине заседания отключают микрофон.
В конце прошлого года оживлять областной ЗакС стал и экс-глава "Единой России" Владимир Петров. Похоже, он понимает, как устроены легкие новости, и готов делиться берущими за душу предложениями детям гулять в Новый год. Но, судя по всему, это разбег — и в 2015-м начнутся инициативы поувесистее. Петров нестандартно мыслит, говорит быстро, богат. Не исключено, что даже хочет побороться с губернатором на выборах.
Из руководителей восемнадцати районов сегодня вес имеют трое.
Глава Кировского района Дмитрий Василенко, одна из любимых фраз которого: "Я же запойный". Он действительно хорошо поёт, даже выпускает диски, причем весьма затрагивающие душу. В муниципальной политике душу окружающих затрагивает его резковатые манеры, что можно расценить, как попытку не упустить своего места.
Глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов имеет опыт работы в скандальном Кировском районе Петербурга, потому делает попытки быть похожим на европейских коллег. Уже создал свой сайт и всяческими другими способами пытается понравиться обществу.
Глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов не может не иметь вес по определению. Потому что руководит Выборгским районом, который всегда занимал отдельное место в мироустройстве Ленобласти. Впрочем, как и сам легендарный во всех отношениях город Выборг.
Подвести черту можно вот такой метафорой: если бы Петербург и Ленобласть собрали собственные команды КВН из числа элитных сограждан и правителей, то разгром городских был бы неминуем.
Юлия Гильмшина