От торговых центров "Мега Парнас" и "Мега Дыбенко" концерна "Икея" во Всеволожском районе Ленобласти за 365 минувших дней угнали 50 автомобилей. Это каждая 20-я похищенная в регионе. Даже Александр Дрозденко опасается бывать в "Мегах". 47news рассказали почему парковки ТЦ так “хороши".
Только по данным 47news, которые мы публиковали в 2014 году, с парковок торговых центров "Мега Дыбенко" и "Мега Парнас" было угнано в общей сложности 50 автомобилей. То есть, в несчастливой лотерее, каждую неделю выигрывал один автолюбитель. Среди пострадавших преимущественно петербуржцы. Но угонщики особых предпочтений не испытывают - автомобилей регулярно лишаются областные жители и гости из других регионов. Статус также не имеет значения: безработные, высокопоставленный полицейский из Карелии, проректор одного из петербургских вузов, машинист метрополитена, бизнесмены и дорогие леди, топ-менеджер автозавода, житель Нового Уренгоя, председатель ТСЖ и арбитражный управляющий, среди прочих, лишились средства передвижения, сходив за покупками.
В 2015 году недобрая традиция была продолжена. 4 января с крытой парковки "Мега Дыбенко" исчезла "Тойота Камри" 24-летней жительницы деревни Мяглово Всеволожского района.
Угоняют в основном два вида машин: мидл-класс, например "Мазда", или премиум, например "Инфинити", "Тойота Лэнд Крузер". Скорость угонов указывает на профессионализм помноженный на дерзость. Так, 22 декабря, жительница Карелии обнаружила отсутствие своего автомобиля уже через три минуты после парковки.
В декабре на ситуацию обратил внимание даже губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. На совещании по дорожной безопасности 15 декабря он признался, что не ездит в торговый центр "Мега Дыбенко" на личной машине, опасаясь, что и его не минует внимание жуликов.
По данным, предоставленным одной из компаний, оснащающих автомобили сигнализацией, в 2014 году, в Ленинградской области было угнано 953 легковые машины. Таким образом, простая арифметика показывает, что почти каждая 20 машина в Ленобласти угнана от ТЦ "Мега Парнас" и "Мега Дыбенко".
Иномарок среди угнанных в 47-м регионе - 658 штуки. Еще 295 автомобилей отечественного производства. Лидирует "Форд" - 109 штук (среди них 69 "Форд Фокус"). За ним "Тойота" и "Ниссан" - 65 и 49 штук соответственно. "Рено" - 48 угонов, "Мазда" - 39, "Киа" - 34, "Хундай" - 33, "БМВ" - 29, "Мерседес" - 21, столько же "Фольксвагенов", "Лэнд Роверов" - 18, "Лексусов" - 16. "Жигули" угоняли 231 раз. Самые неинтересные для угонщиков "УАЗ" (36 штук) и "ГАЗ" (17 штук).
В фирме "Аванпост", которая осуществляет охрану торговых центров, от официальных комментариев отказались. Но в приватной беседе пояснили, что ситуация сложная: "Камеры расположены не совсем правильно, людей не хватает. Мы же и с полицией работаем совместно, они там дежурят, но бывает так, что и в это время происходит угон. И, в принципе, отследить угонщика очень сложно". На вопрос, функционируют ли камеры под присмотром человека, или просто в режиме записи, 47news ответа не получил. Но догадывается о нем.
В компании "Цезарь Сателлит", которая специализируется на оснащении автомобилей сигнализацией, рассказали о специфике угонов с парковок торговых центров. "В части организации угона, торговый центр представляет идеальную возможность контролировать жертву-водителя. За ним просто следит один из членов команды угонщиков и в режиме реального времени информирует подельников о передвижениях владельца угоняемого автомобиля". Как выяснилось, угоняемые машины делятся на две категории. Первые — это иномарки средней ценовой категории. В них главное отключить звуковую сигнализацию и разблокировать центральный замок. Это делается с помощью так называемого "сканер-код-граббера" (устройство, которое считывает в радиоэфире код автомобильного ключа-брелока при закрытии автомобиля). После проникновения в салон угонщик вставляет в личинку ключ из высококачественных сортов стали и проворачивает его. В финале, с помощью специального чипа, обходится иммобилайзер и запускается двигатель.
Второй тип угоняемых автомобилей — премиум-класс. В большинстве своем они оснащены системой комфортного доступа. Ключ-таблетка лежит в кармане владельца. Доставать его не требуется. Двери разблокируются автоматически, когда владелец берется за ручку. При угоне таких автомобилей используется специальное радиоэлектронное устройство - "удочка". Когда автолюбитель отходит от машины, за ним следует рядовой угонной команды с "удочкой", которая как бы удлиняет сигнал от брелока до машины. Максимальное расстояние действия "удочки" составляет 500 метров. Второй угонщик открывает дверь и садится в машину. Затем нажимает кнопку запуска двигателя и уезжает. Наличие "таблетки" в машине не обязательно, двигатель не блокируется. Здесь производители автомобилей находятся в безвыходной ситуации, поскольку если у брелока, например, сядет аккумулятор во время движения, то это может послужить причиной аварии.
Стоимость вышеописанного радиоэлектронного комплекта угонщиков составляет около 50 тысяч долларов, рассказали 47news в компетентных органах.
Разумеется, "удочками" ловят не только в "Мегах". Так, например, коллеги с "Водителя Петербурга" недавно писали о двух угонщиках, промышлявших с "удочкой" у ТРЦ "Радуга" в Московском районе Петербурга. Их задержали, но как показала практика, даже обнаружение в салоне дорогостоящего оборудования для угона оказалось не достаточно для ареста. От "удочек" мужчины открестились, а, например, радиостанции назвали заменой сотовому телефону.
Другой опрошенный специалист пояснил 47news, что даже если посадить у каждого монитора по одному человеку это мало чем поможет. "Во-первых камеры надо вешать значительно ниже, нежели они расположены сейчас. Во вторых, отличить владельца машины от угонщика сможет только профессионал, специализирующийся на угонах. Представьте, человек просто вальяжно открывает дверь и через несколько секунд уезжает. Нереально по выражению его лица понять степень его добропорядочности", - заключил эксперт.
В пресс-службе "Икеи", которой принадлежат комплексы, после длительного раздумья ответили: "Мы не сможем пока предоставить комментарии. Давайте вернемся к этому вопросу после праздников".
"Давайте", - согласились мы.
Но, судя по реакции властей различного уровня, о беседе первыми напомнят сами угонщики.
Виктор Смирнов, 47news