Майдан в Ленобласти не получится. Ровно год спустя после событий в Киеве ни одна политическая сила в 47 регионе не готова поддержать народные собрания. Наоборот — разгонят и подавят. Губернатор Дрозденко за то, чтобы договариваться, но идти до конца. Лишь его предшественник Валерий Сердюков за дипломатию.
Ровно год назад, 21 ноября, началась новая часть истории современного мира. В Киеве, на Майдане Незалежности, собралась первая тысяча недовольных. Через три дня митинги стали массовыми, а через десять дней произошёл первый силовой разгон демонстрации. Дальше мы знаем. "Небесная сотня", отъезд президента Украины Виктора Януковича "к другу в Ростов". Затем была радость на курортах всего мира по поводу того, что Крым их, зашкаливающий рейтинг Владимира Путина, заголовки новостей с кратким пересказом истории "война-мир-война-мир", рубль-инвалид, который постоянно падает и одиночество нашего президента в Австралии.
История состоит из мелочей. Годовщина со дня начала конца даёт повод задуматься, какую стрелку не повернуло руководство Украины в ноябре прошлого года. Главным поводом для переживаний что тогда, что сейчас, является ответ на вопрос, стоило ли разгонять толпу демонстрантов. Тем более что в социальных сетях появился демотиватор с изображением Януковича и припиской к нему: "Витя, вернись, с***".
47news опросил знаковые политические фигуры Ленинградской области и задал им один вопрос: "Если бы вы были год назад президентом Украины, но обладали бы даром предвидения, чтобы сделали с Майданом?"
До того, как начать опрос, мы посчитали, что мнения респондентов как минимум разделятся в соответствии с политическими представлениями. Но примерно в середине эксперимента мы поняли, что в ближайшее время в Ленобласти развитие восстанческих движений можно не прогнозировать. Хотя бы потому, что силы, которые их могли бы поддержать, готовы на корню подавить любую активность.
Вот такие в данном случае журналисты предсказатели.
Так, руководитель регионального отделения ЛДПР Андрей Лебедев считает, что митинг в Киеве надо было разгонять немедленно. "Я и тогда говорил, и сейчас говорю: разгонять этот митинг надо было. Тогда бы ничего не было. А то что на Украине? Экономика рухнула, Крыма нет... Янукович, конечно, сам эту историю заварил, разлил маслице, как Аннушка. Народ вышел на улицу из-за чего? Из-за масштабов коррупции в стране. Так вот Януковичу надо было прекратить столько воровать, два обеда ведь не сожрёшь", - высказался Лебедев.
Один из немногих муниципальных оппозиционеров, справедливоросс Сергей Сезоненко, с подачи которого поднялась не одна политическая волна в Ломоносовском районе, насчёт Украины имеет авторитарный взгляд: "На месте Януковича я бы всех с этого Майдана разогнал, поступил бы в том духе, как обычно поступает президент Белоруссии Лукашенко. Вопрос, который поднимали на площади, интеграции с Евросоюзом, не стоил того, чтобы разбазарить страну".
Депутат-коммунист ЗакСа Валерий Ершов был краток: "Майдан нужно было изнычтожить в зародыше. У Януковича были силовые структуры, поддержка народа, но не было политической воли и силы. Был "Беркут", который нужно было использовать для защиты интересов конституционного строя".
Один из самых одиозных муниципальных политиков, глава Кировского района единоросс Дмитрий Василенко, согласен с коллегами. "Власть должна быть жёсткой, а если она слабая, это не власть. Я бы на месте Януковича в первый же день разогнал всю толпу, выгнал бы их с площади, подавил бунт. Только без стрельбы. Оперся бы на "Беркут", а он только предал их. Да и Россию он предал. Янукович боялся трупов, а трупы всё равно появились. Он испугался за свои капиталы, которые в результате и потерял тут же. Мог бы исправить ситуацию даже после отъезда, сел бы на танк в Донбассе и поехал отвоёвывать. Но он этого не сделал".
"Я бы пошёл на решительные меры. Неуверенность в своих действиях Януковича привело к тому, что мы имеем сейчас", - был ещё более краток глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов.
А вот губернатор Александр Дрозденко, в отличии от всех предыдущих, ответил не односложно: "Я бы пригласил лидеров Майдана к себе и постарался с ними договориться, что решение о вступлении в Евросоюз надо отложить до 1 марта. А до этого времени надо сформировать некую согласительную комиссию, которая оценит все риски, "за" и "против". Если эта комиссия сказала бы "вступать", можно было провести референдум. И подобные встречи я бы обязательно закреплял бы письменно. Если бы они отказались, то дал бы команду очистить площадь. Потому что любые подобные волнения, длящиеся более десяти дней, как показывает практика, выходят из-под контроля не в пользу власти. То есть к хаосу. Мы это все увидели. А если уж давать команду на "очищать", то самое опасное — это сначала приказывать отступать, а потом вновь наступать. Здесь, как во дворе: до первой зуботычины. А на Майдане — до первого коктейля Молотова. И при таких раскладах идти нужно до конца".
Единственный, кто творчески бы подошёл к подавлению митинга, экс-глава "Единой России" Ленобласти, депутат ЗакСа Владимир Петров. "Если бы мой дух вселился в дух Януковича, я бы поделил Украину на две части. Одну отдал бы Польше, то есть, на Запад, другую, оставшуюся, отдал бы России. Было бы также, как в Речи Посполитой. И, кстати, жертв бы в таком варианте было гораздо меньше. Если вы хотите спросить меня о Крыме, то Януковичу о нём думать было не надо, о нём подумал Путин", - ответил он.
И только экс-губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, о котором нередко вспоминают , как об авторитарном лидере, настаивает на демократическом подходе к разгону митингов. "Любому руководителю надо понимать, что перед ним на площади не толпа, а люди, с которыми надо разговаривать. Я бы на месте Януковича нашёл варианты, как провести переговоры. Может быть, пойти самому на Майдан, может быть встретиться с делегацией. Но вопрос надо было решать в открытом, дипломатическом режиме. В таких случаях никогда нельзя применять силу. Потому что никогда в истории, начиная с Римской Империи, это не приносило результата. Я проходил такое в Воркуте, когда митинговали шахтёры бастовали (с 1990 по 1996 годы был директором "Воркутауголь" - прим.ред.). Там тоже были горячие головы, которые советовали разогнать всех дубинками. Но я решил, что такой подход лишь всё загубит", - вспомнил Сердюков.
Конечно, Валерий Павлович имеет право, у него опыт и смотрит он с высоты 69 лет.
Юлия Гильмшина, 47news