В 110 верстах от Петербурга, далеко в кингисеппском Утешении помнят Лермонтова. В готической усадьбе отдыхала кузина поэта - Александра Александровна Альбрехт (Углицкая). Михаил перед отъездом на Кавказ пишет по поводу ее замужества:
 
Ma chère Alexandrine 
Простите, же ву при,
За мой армейский чин
Всё, что je vous écris;
 
Меж тем, же ву засюр,
Ich wünsche счастья вам,
Surtout beaucoup d'amour,
Quand vous serez Мадам.
 
Приблизительный перевод:
 
Моя милая Александрина,
Простите, я вас прошу,
За мой армейский чин
Всё, что я вам пишу.
 
Меж тем, я вас уверяю,
Я желаю счастья вам,
А главное много любви,
Когда вы будете Мадам.
 
Имение в живописной долине реки Сумы отстраивали Иван Львович Альбрехт (1757 – 1839) – полковник лейб-гвардии Семёновского полка и его жена – Эрмина Карловна (1764 – 1847) – дочь лейб-медика, действительного статского советника Крузе.
 
8.jpg фото palborum, вид со стороны парадного двора
 
В память о рано скончавшемся сыне – Александре (1788 – 1828) – генерал-лейтенанте и герое Отечественной войны 1812 года — усадьбу назвали Утешение. 
 
2.jpg портрет Александра Альбрехта украшает Галерею 1812 года в Эрмитаже
 
Несчастья преследовали. Спустя три года по смерти первенца умирает невестка – совсем молоденькая Варвара Сергеевна Яковлева (1802 – 1831), первая супруга второго сына Альбрехтов – Карла Ивановича (1789 – 1859). Много позже его второй женой стала Александра Александровна Углицкая.
 
7.jpg Кипренский О.А. Портрет К.И. Альбрехта 1827
 
Семейству требовался уголок для отдохновения. На реке Сума была возведена плотина, которая позволила создать большое тихое озеро, вытянувшееся с запада на восток. На берегу клёны, ясени и цветущие кустарники. Парк плавно переходит в лес.
 
Романтический характер живописного пейзажа подчеркивает и сам усадебный дом, поставленный на самом высоком месте на берегу озера. Скромный и прозрачный, в стиле упрощенной английской готики, с небольшими по размеру комнатами.
 
4.jpg фото palborum, боковой фасад
 
Островерхие скаты кровли и добротные контрфорсы с башенками на углах создают ощущение уюта и покоя.
 
5.jpg фото palborum, фрагмент центральной части
 
Дом удобен и тесно связан с природой - чтобы попасть в парк, нужно было лишь переступить порог.
 
3.jpg фото palborum, ступени выхода к озеру
 
В усадьбе не было ничего лишнего: все хозяйственные постройки вынесены за её пределы. Рядом располагались только службы необходимые в быту.
 
6.jpg фото palborum, службы
 
В 1839 году Утешение унаследовал уже известный нам Карл Иванович Альбрехт (1789 – 1859). Следующим владельцем стал младший из его сыновей – Михаил Карлович. Окончивший Пажеский корпус он, казалось, подавал большие надежды, но в 1853 году неожиданно умер.
 
9.jpg фото palborum, жилой флигель
 
Усадьба перешла в совместное управление его сестер. Спустя шесть лет был подписан раздельный акт, по которому имение оказалось в единственном владении одной из них – Екатерины Карловны Альбрехт (1824 – 1900), бывшей к тому времени замужем за полковником лейб-гвардии Конно-пионерского дивизиона Ричардом Ивановичем Трувеллером (1810 – 1871).
 
С 1865 года Утешение стало именоваться Лилиным. Последним его владельцем значится сын Р.И. и Е.К. Трувеллеров Николай Ричардович (1847 – 1914). О нём практически ничего неизвестно. Единственное, что удалось выяснить – в 1900 году он числился полковником по адмиралтейской части 18-го флотского экипажа…
 
Утешение сейчас приходит в запустение и разрушается... Усадьба не охраняется. Закрытые на замок ворота даже не перекрывают проход.
 
47news,
по материалам palborum
 
[route]