Купить небольшой водоем или даже большой водоем теперь не так уж и сложно. Осуществить такую возможность теперь можно благодаря новой редакции Водного кодекса, который вступит в силу с начала 2007 года. Впервые с 1917 года на территории России вводится частная собственность на водные объекты, пишет "Деловой Петербург".


Однако стоимость земельных участков с водоемами резко пойдет вверх. Участков с водоемами намного меньше, чем лесных, поэтому стоят они дороже.


Конечно, для физических лиц стать частным инвестором с инвестициями "в воду", такую как река или "озера приличных размеров", по закону нереально. Однако для петербуржцев, чьи дачи находятся в Ленинградской области, потенциально выход есть. В первом приближении приватизации могут подлежать несколько сотен водоемов. Этому есть несколько причин.


Всего прудов и озер на территории Ленинградской области около 40 тысяч. При этом 7% из них имеют площадь водного зеркала более 1 квадратного километра. Любопытно, что кодекс разрешил торговлю искусственными водоемами (их площади тоже, как правило, не более 1 квадратного километра, а чаще всего - еще меньше). Но создание такого водного объекта сопряжено с большими затратами. Наибольшие шансы обрести законного хозяина имеют болота, приватизация которых вполне осуществима.


И еще, несмотря на "более тщательную проработку" к третьему чтению Водного кодекса, у него есть существенные недостатки, которыми можно воспользоваться. Это не совсем четкое описание, что же такое пруд или обводненный карьер, - то есть некая двоякость толкования. Так, можно решить, что пруд - это водоем в выкопанном углублении, а лучше - что это запруженное место на реке или ручье.


По новой редакции водные объекты, сделанные руками человека (пруды и обводненные карьеры), могут быть проданы в частную собственность вместе с земельным участком, в границах которого они расположены.


Итак, искусственно созданные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоемами, могут приобретаться в собственность частными лицами и юридическими организациями.


Если водоем стал частной собственностью, то владелец может огородить его колючей проволокой и никого не пускать на эту территорию. Безусловно, это может сказаться на настроении соседей, не имеющих подхода к воде. Потому что если участок пляжа попал в частное владение, то посторонним можно забыть об этом земляном клочке. Заплывать во владения "водяных" не рекомендуется: это будет расцениваться как вторжение в частную собственность.


Любой водопользователь будет обязан следить за качеством поверхностных и подземных вод, строить и содержать в исправном состоянии очистные сооружения.


В новом законе достаточное количество нововведений. Так, четко указаны расстояния прибрежно-защитных полос, водоохранных зон и прописаны, что важно, условия и границы, в которых можно строить жилые дома. Раньше на решение, на каком расстоянии от воды можно строить, уходила масса времени. Теперь, пусть это очень непросто, для всех желающих построить дом в водоохранной зоне нужно соблюсти определенные санитарные требования: как минимум установить современные очистные сооружения. Как сказал один из разработчиков закона корреспонденту "Дохода", "при соблюдении всех необходимых условий стройте хоть посреди самого озера, только это очень накладно".


По мнению специалистов областного правительства, это значительно упростит процедуру согласования строительства, в частности, жилых домов. Дело в том, что в настоящее время люди, которые хотят построить дом на берегу озера или реки, согласовывают в Невско-Ладожском бассейновом управлении (специалисты управления определяют границы защитной полосы) расстояние от воды, где можно построить объект. Эти согласования могут затянуться на срок до полугода.


Запрещается строить коттеджи, мыть машины и другой транспорт и разбивать огороды ближе чем в 100 м от воды. Если же владелец водной акватории и береговой линии все-таки пожелает построить дом менее чем в 100 м от воды, то ему придется оснастить его локальными очистными сооружениями для защиты водоема от грязных стоков.