Систематические прорывы труб в Низино вызваны почти полным износом коммуникаций Ломоносовского района. Капитальный ремонт требует до двух миллиардов рублей. Конфликт интересов между управляющими компаниями и гарантирующим поставщиком грозит району скорым коммунальным коллапсом.

За последний месяц в Низинском сельском поселении Ломоносовского района Ленобласти четвертый раз прорывает трубы. Последняя авария произошла днем 17 июля и была полностью ликвидирована к пяти часам утра следующего дня. В предыдущий раз жители оставались без воды целую неделю.

Как выяснил 47news, разница в скорости ремонта объясняется принадлежностью труб. Неделю вода отсутствовала из-за прорыва 900-миллиметровой бетонной трубы "Невского водопровода", принадлежащего ОАО "ЛОКС". Ремонтным бригадам было непросто не только найти место прорыва, но и добраться до него с тяжелой техникой. 17 июля прорвало 150-миллиметровую чугунную трубу в самом поселке Низино, принадлежащую крупнейшей ресурсоснабжающей организации района ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" (ЛРТЭК). Авария была устранена оперативно. Через 11 часов в краны жителей стала поступать холодная вода, еще через 4 часа — горячая.

Однако местные аварийные службы не расслабляются. Текущий износ принадлежащих ЛРТЭК коммуникаций составляет 90-100 процентов, а капитальный ремонт требует от одного до двух миллиардов рублей, которые взять негде.

Система ЖКХ Ломоносовского района сейчас выглядит следующим образом. Между монополистами по поставкам ресурсов (ЛОКС, Водоканал) и управляющими компаниями, предоставляющими коммунальные услуги населению, стоит ЛРТЭК. В большинстве поселений района платежи за услуги выставляются жителям МУП "Рассчетно-информационный центр Ломоносовского района" (РИЦ). В этой организации поступающие средства делятся между управляющими компаниями (за коммунальные услуги) и ресурсоснабжающими организациями (за ресурсы). Себе РИЦ оставляет 2,5% агентских комиссионных, которые прибавляются к счетам для населения. При этом некоторые управляющие компании сами выставляют счета потребителям без посредничества РИЦ, а ЛРТЭК, в свою очередь, взимает с управляющих компаний плату за потери тепла в сетях и другие.

В этой сложной системе взаимоотношений и кроются причины трудностей ЖКХ района, считает генеральный директор ЛРТЭК Александр Лякин.

"Я пришел на пост руководителя предприятием 9 июня и сразу оценил его финансовое положение как близкое к критическому. У нас примерно 263 миллиона рублей долгов от населения, 25 миллионов - от различных промышленных предприятий, 5,5 миллиона долгов бюджетной сферы и еще 52 миллиона задолженности от 10-ти управляющих компаний, работающих в районе. При этом изношенность наших коммуникаций — котельных, труб, насосных станций и водоочистных сооружений составляет от 90 до 100 процентов, а на их полный капитальный ремонт требуется около двух миллиардов рублей. С имеющимся отрицательным балансом у нас нет средств даже на текущий и капитальный ремонт в 2014 году в размере 50 миллионов рублей", - рассказал корреспонденту 47news Лякин.

Лякин отметил, что в марте этого года его предшественник на посту генерального директора подписал документы, позволяющие УК "Беста-сервис" в поселке Лаголово самой выставлять счета населению, без участия РИЦ. В результате ЛРТЭК перестал получать данные о количестве выставляемых населению услуг, которые фиксирует РИЦ, включая долги. Деньги от населения также доходить перестали.

"Прекратить подачу воды и тепла мы не можем, так как мы - гарантирующий поставщик услуг, пришлось выставить управляющей компании счета по нормативам. Только из-за этого их долг вырос с 12 до 52 миллионов. Понятно, что денег мы не получим, а банкротство "Беста-сервис" только усилит бардак в коммунальном хозяйстве Ломоносовского района", - объяснил ситуацию директор ЛРТЭК.

По мнению Лякина, исправить ситуацию могли бы наличие общих правил работы для многочисленных управляющих компаний и активизация взимания задолженностей за поставленные услуги.

Генеральный директор УК "Беста-сервис" Андрей Лебедев сообщил журналисту, что сложившаяся ситуация вызвана недопониманием с руководством ресурсоснабжающей компании.

"Директор ЛРТЭК - человек новый и, видимо, не сразу разобрался в ситуации. Но мы ее решаем. На следующей неделе встречаемся с руководством ЛРТЭК и районной администрацией и придем к приемлемому варианту сотрудничества", - заявил Лебедев.

При этом он отметил, что работать напрямую с населением - законное право управляющей компании. "Наши услуги стоят дешевле для потребителей. Мы не являемся платежным агентом и не берем с людей дополнительные 2,5% стоимости услуг", - добавил Лебедев.

Руководитель МУП "РИЦ ЛР" Ирина Корниюк выразила легкое недоумение вопросом журналиста о накопившемся долге населения района за услуги ЖКХ.

"Долги есть, конечно, более 200 миллионов, но они есть везде. Во всей Ленинградской области около 5,5 миллиарда задолженности. Мы ведем планомерную работу по взиманию задолженности, отправляем исковые заявления в суды. Далее этим занимаются уже судебные приставы", - рассказала Корниюк.

Председатель комитета по строительству, ЖКХ и архитектуре администрации Ломоносовского района Ленобласти Юрий Григорьев в целом согласился с позицией руководителя ЛРТЭК.

"Капитальный ремонт всех сетей займет, конечно, не два миллиарда, но один — точно. Правда и то, что на текущий ремонт денег ЛРТЭКу взять негде. Его стоимость забита в тарифах, повышать которые они не могут", - объяснил Григорьев.

При этом он отметил, что в этом году руководство района выделило 21 миллион рублей на текущий запланированный ремонт, а значит, подготовка к новому отопительному сезону сорвана не будет.

"Новый руководитель районного комитета финансов Алексей Кондрашов пошел нам навстречу и помог с выделением денег. В прошлом году продержались с большим трудом, средств от администрации нам получить не удалось. Полученных средств хватит на ремонт, связанный с подготовкой к отопительному сезону", - пояснил Григорьев.

Общее мнение опрошенных журналистом участников коммунального процесса сводится к тому, что руководство ЛРТЭК много лет не уделяло должного внимания взиманию долгов за поставленные услуги. Это привело к крайнему износу всех коммуникаций, а значит, количество коммунальных аварий в районе в ближайшее время будет только увеличиваться.

Получить комментарий от вице-губернатора  Ленобласти по ЖКХ и ТЭК Юрия Пахомовского корреспонденту 47news не удалось.

Артем Шалякин,
47news