В Тосно происходит бизнес-конфликт на территории вождя революции. Участвуют бизнес-сестры, суд и администрация. Наконец, появился творческий адвокат и вытащил из юридического прошлого приемы грандов великой корпоративной войны.

В городе Тосно Ленинградской области в среду, 21 мая, в процессе решения локального бизнес-конфликта был применен любопытный метод воздействия на противника. Профессиональные юристы помнят его по звучным для России корпоративным войнам начала столетия. Заключается он в формальном соблюдении всех норм, но при этом волшебным образом блокирует работу оппонента.

БИЗНЕС-СЕСТРЫ

Все началось в дрожащем 1994 году. Начинающие предприниматели Валентина Ильина и Светлана Ли параллельно и в разных точках Тосно начинают торговлю. Первоначально это были палатки с алкоголем и снедью. В 97-м встречаются и арендуют привлекательный участок на улице, как водится, Ленина. Возводят два щитовых павильона. Переживают вместе непростые времена. На Ильину, например, было нападение. "Рэкет, конечно, был. В 95-м мне голову пробили. Но пережили как-то", - спокойно говорит ныне индивидуальная предпринимательница. В 2006-м к ним присоединяется третья бизнес-сестра, Раиса Молчанова, которая строит рядом свой павильон. Но, в отличии от компаньонок реализует населению добрые игрушки и детские книжки. "Не сказать, что семьями дружили, но было душевно", - говорит Молчанова. Здесь интересен этнографический момент. У Светланы Ли предки из Северной и Южной Корей, Ильина училась в Москве на конструктора-технолога и приехала в Тосно по распределению, а Молчанова родилась в Тосно и работала в РайПО.

РАЗБЕГ

Война грянула в 2011-м. Администрация решила, что хватит смотреть на унылое прошлое через призму павильонов на улице Ильича. Бизнес-подругам было предложено объединиться в товарищество, снести то, что сегодня воспринимается как сараи, и построить, приличествующее времени капитальное здание. Общий участок составляет около 500 метров, что для центра Тосно не мало. И место к тому же проходное. Две из них, Ильина и Молчанова, приняли предложение. Третья, потомок корейских земель, стала противиться. Аргументировала тем, что у нее самый малый участок и желала большего. "У меня еще и отрезать хотели 30 метров. Я ничего подписывать не стала. Это все их коррупция" - говорит о бывших дольщиках Светлана Ли. С тех пор прошло 18 судебных заседаний. В июне 2014-го намечается еще парочка. На данный момент, суд постановил снести временное сооружение, а администрация через суд же расторгла договор аренды со Светланой Ли. Приставы готовы были исполнить, но гражданка Ли не сдалась и обжаловала правомочность судебных приставов. Суд наложил обеспечительные меры на ее павильон. То есть его пока сносить нельзя. Но, одновременно участок в легитимной аренде у двух оставшихся женщин. То есть строить можно. Напомним, тяжба длится с апреля 2011 года. Все это время Светлана Ли невозмутимо продолжала отпускать страждущим напитки и консервы.

Глава администрации Тосненского района Ленобласти Владимир Дернов эмоционально прокомментировал 47news ситуацию: "Надоела нам все это. Мы хотим только одного — что бы улица нормально выглядела. В этом конфликте все хороши. Мы их предупредили, что если не договорятся, то расторгнем договор и сделаем зону зеленых насаждений".

ТВОРЧЕСКИ И ЮРИДИЧЕСКИ

В какой то момент на сцене, и на стороне Молчановой и Ильиной, появился адвокат Валерий Кочергин. Схема, предложенная по всей видимости им, была проста и забавна. Поскольку разрешение на строительство у женщин есть, то следовательно участок — это стройка. Если стройка, то должна быть огорожена забором. Также, согласно нормативам, перед входом на территорию посетитель должен прослушать инструктаж, расписаться в журнале, получить жилет и каску. Далее, в сопровождении прораба проследовать по территории стройки до входа в магазин. Механизм был реализован. Как результат, - жители не очень довольны, а упорная Ли теряет выручку и вынуждена запираться в магазине от назойливых журналистов. "Это безобразие", - восклицает Ли, но от борьбы не отказывается.

47news пришло на ум, что в несопоставимом финансовом масштабе, но аналогичным формальным способом действовали гранды в корпоративных войнах прошлого. Петербуржец Константин Добрынин, ныне сенатор от Архангельской области, а в те времена юрист, в ответ на областную историю рассказал 47news:

"Любой юрист должен подходить к своей работе с душой. Действительно на заре своей юридической деятельности, когда мы в городе Братске в 2003 году обороняли, в прямом смысле, целлюлозно-бумажное предприятие от оппонентов и в условиях рейдерской атаки проводили собрание акционеров, мы использовали прозрачные кубы из пуленепробиваемого стекла, чтобы не допустить физического контакта ангажированных сотрудников службы судебных приставов и квази-акционеров с президиумом собрания. И это сработало. Кто-то в те времена проводил собрания акционеров на борту самолета, с теми же целями. Но то была Сибирь образца начала века. То что она пришла в Ленобласть в 2014 году, это интересно, но странно. Так как сейчас достаточно правовых механизмов и без заборов и физических приспособлений, для того, чтобы восстановить свои нарушенные права. Но любой юрист и сейчас должен внимательно читать законодательство, чтобы иметь возможность креативно использовать его для защиты прав граждан. Другое дело, что сейчас мало кто хочет работать с правом творчески, не те времена". В заключении сенатор умудренно добавил: "Им может помочь только одно — хороший посредник или медиатор, кому как нравиться".

P.S. На момент сдачи публикации стало известно, что Светлана Ли закрыла павильон.

Виктор Смирнов, 47news