Вице-губернатор по финансам Роман Марков впервые без поддержки представил ЗакСу изменения к областному бюджету. Методы спецпропаганды бывший военный переводчик применить не сумел, но за время выступления смог настроить против себя депутатов.

Во втором месяце года областному парламенту предстояло внести первое изменение в бюджет на 2014 и плановый периоды 2015-2016 годов. Вероятно, поэтому тема денег превалировала накануне заседания в среду, 26 февраля.

На заседание пригласили школьников-победителей Олимпиады по праву, которые решили сфотографироваться со спикером Сергеем Бебениным на память. Единоросс Олег Коваль подтрунивал над коллегой Саядом Алиевым. "А вот с ним тоже надо сфотографироваться, потому что он олигарх", - говорил Коваль. Алиев улыбался, школьницы смущались. Через десять минут он нашёл ещё одного претендента на шутку. "А это самый богатый депутат ЗакСа, Владимир Рыбальченко. А может, самый честный", - заставил он улыбаться депутата Рыбальченко, который действительно заявил в прошлом году о самом большом личном доходе в 877 миллионов рублей.

Сам Коваль, которого многие тоже считают весьма обеспеченным человеком, с собой фотографироваться не предлагал.

День должен был стать важным для финансового вице-губернатора Романа Маркова. По сути, он впервые представлял свои собственные изменения в казну региона, к тому же делал это самостоятельно. До этого главному финансисту при ответах на вопросы помогала его заместитель Лидия Королёва, а сами расчёты были сделаны на основании тех, что делал раньше его предшественник Евгений Елин.

В этот раз всё было по-настоящему.

Поправки предполагались значительные. В соответствии с ними, расходы областного правительства планировалось увеличить на 3 миллиарда 447 миллионов рублей, с 76,6 миллиардов до 80 миллиардов рублей. Доходы планировалось увеличить на 2 миллиарда 441 миллион рублей, с 67,5 миллиардов до 69,9 миллиардов рублей. При этом дефицит поднимался на 1 миллиард рублей.

Как рассказал вышедший к трибуне и постоянно улыбающийся Марков, внесение поправок обусловлено, прежде всего, необходимостью распределения федеральных средств, поступивших в областной бюджет. Это, в частности, дополнительные ассигнования на социальную защиту населения, поддержку здравоохранения, сельского хозяйства и других сфер.

Что касается расходов, то на 1 миллиард рублей был увеличен дорожный фонд Ленобласти (за счёт неизрасходованных в прошлом году средств) и около 500 миллионов рублей в текущем году потребуется на софинасирование строительства перинатального центра в Гатчине.

Парламентарии, привыкшие к тому, что предшественник Маркова, Евгений Елин, не только разжёвывал парламенту структуру бюджета до мелочей, показывая картинки, но и отстаивал каждую цифру, принялись расспрашивать финансиста об изменениях. Они явно не были готовы к тому отпору, который он им дал.

Так, лидер эсеров Александр Перминов спросил, что будет со строительством больницы в городе Никольское, раз с неё снимут 28 миллионов рублей. "У вас была возможность эти вопросы изучить в ходе комиссий", - ответил Марков, на секунду прекратив улыбаться и сосредоточенно посмотрев на депутата.

В том же ключе Марков парировал и на возмущение Перминова о том, что в открытых источниках нельзя ознакомиться с разработанными и принятыми государственными программами. Финансист не рассказывал, на какой странице конкретно можно увидеть документы. Он в раздражённой манере, отчеканивая слова, объяснил Перминову, что все программы висят на сайтах комитетов и он это проверял.

Заодно пригласил депутата в кабинет, чтобы показать, где именно они висят. "Я что, мальчик какой, чтобы меня в кабинет звать", - раздражённо пересказывал диалог Перминов уже в перерыве. "Есть такой термин, мне юристы объяснили — "в натуре". Так вот, хотелось бы увидеть госпрограммы в натуре", - поддержал на заседании коллегу лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев.

Депутаты настаивали на том, чтобы передать в дорожный фонд не один, а два миллиарда рублей, поскольку именно столько осталось неизрасходованным в прошлом году. Вскоре в ходе дебатов депутатам было объяснено, что этого сделать не позволит федеральное бюджетное законодательство из-за предельного дефицита областной казны. "Нам хватит денег, чтобы в первом полугодии провести все торги и процедуры", - пояснил финансовый вице-губернатор. Говорил он это, как показалось журналисту, таким тоном, будто мысль его сводилась к тому, чтобы от него, наконец-то, отстали.

Во многих вопросах, по мнению репортера, Марков откровенно плавал, и ему на помощь приходили люди, фактически никакого отношения к финансовому ведомству не имеющие. Так, на вопрос лидера фракции ЛДПР о том, почему перинатальный центр появится именно в Гатчине, отвечал глава комздрава Арчил Лобжанидзе. Со свойственной ему кавказской доброжелательностью он подробно разъяснил, как проходили поиски пятен под постройку в других районах и как там не оказалось подходящих площадей.

Также депутатов волновало, отчего 7 миллионов рублей перемещаются из расходов на мировых судей на ГКО "Охрана". С деятельностью последнего все посетители здания правительства успели ознакомиться — теперь на входе высокая стена из матового стекла и электронные карточки. "Мы сначала выделяем им деньги, а потом они нас не пускают", - пожаловался, в свою очередь, Александр Перминов, вероятно, имея в виду тот факт, что с прошлого года помощников депутата на непостоянной основе перестали впускать по корочкам.

Впрочем, особо по этому поводу спорить никто не стал.
Окончательно спас Маркова от парламентских нападок спикер Бебенин, который заявил о том, что депутатские вопросы закончены, а отвечать на реплики необязательно. Парламентарии, несмотря на споры, проголосовали, большинством голосов приняв изменения к бюджету. 35 проголосовали "за", 4 - "против", 4 - "воздержались".

По всей видимости, при рассмотрении изменений к бюджету Марков не применил навыки, полученные им в Военном Институте Иностранных Языков. Как известно, вице-губернатора там учили и спецпропаганде, а эта дисциплина предполагает, что специалисту удастся  переманить на свою сторону предполагаемых противников и сформировать у них нужное мнение.

Юлия Гильмшина, 47news