В областное правительство дошло указание из администрации президента — задуматься о расходах на СМИ. Ситуация не заденет газеты и журналы 47 региона. Потому что, во-первых расходы снижать некуда. А, во-вторых, субсидии и так делятся на троих.

В комитет по печати и связям с общественностью правительства Ленобласти на днях пришло указание из администрации президента России. В коротком сообщении указывалось на необходимость представить данные по поводу объёмов расходования средств на информационное освещение деятельности органов госвласти. Известно, что министерство финансов должно подготовить к 1 апреля этого года доклад по итогам исполнения указания.

Письмо — продолжение истории с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным, который выделил отдельной статьёй расхода местного бюджета "улучшение имиджа губернатора" и запланировал на это 680 миллионов рублей. Громко о ней заговорили на декабрьском съезде организации "Народный фронт — за Россию", когда Владимир Путин публично обратил внимание на такой бережный подход к мнению о себе главы Сахалинской области.

- Ничего глупее придумать невозможно, - заявил тогда президент.

После этого на государственном уровне пошли разговоры о неоправданных расходах на средства массовой информации со стороны руководителей субъектов.

Очевидно, что областное правительство, хоть это и не исходит из требований конкретного распоряжения, должно будет задуматься об оптимизации расходов на информационное освещение. Хоть частично, но придётся урезать сумму порядка в 100 миллионов рублей — именно столько планируется потратить на различные субсидии и информационное освещение деятельности администрации региона в 2014 году.

Известно, что областное правительство активно помогает районным и региональными СМИ, в основном это происходит за счёт выдачи субсидий, официальная цель которых значится как "возмещение затрат в связи с производством продукции". На практике же продукт заключается в лояльных и неконфликтных материалах.

На субсидии в 2014 году выделят порядка 74 миллионов рублей, что примерно на четверть меньше, чем в прошлом. Эти деньги, опираясь на опыт прошлых лет, придётся распределить примерно на 50 редакций. То есть средний размер господдержки сократится примерно с 2 до 1,5 миллионов рублей.

Впрочем, усреднять размеры субсидий вряд ли представится возможным, ведь равномерности распределения этих денег нет. Судя по данным страницы комитета по печати на сайте областного правительства, в 2013 году больше трети объема финансирования получила "Ленинградская областная телекомпания" (ЛОТ) - 36,7 миллионов рублей, радио "Гардарика" - 16 миллионов рублей, остальные 16 радиокомпаний вместе получили 10 миллионов рублей. Что касается газет, то на них было выделено 40,2 миллиона рублей, из которых 8,9 отдано областной газете "Вести". Остальные 30 печатных изданий получили 31,3 миллион рублей (то есть в среднем — по 1 миллиону рублей на газету в год, что покрывает в лучшем случае часть типографских расходов издания с тиражом 2-3 тысячи экземпляров, выходящей раз в неделю).

То есть, на три региональных СМИ - "ЛОТ", "Вести", "Гардарику", приходилось 61,6 миллионов рублей субсидий из 100. Как распределятся дотации в этом году, неизвестно, возможно, они будут сокращены пропорционально, возможно, часть изданий не получит ничего.

Отметим, лидер списка - " ЛОТ", осуществляет вещание на частотах "Пятого канала" раз в сутки, с 7 до 8 утра, а также с 18:30 до 19:30 на кабельных сетях. Сейчас у единственного в Ленинградской области телеканала нет сайта — с его официальной страницы пользователя уводят на другой ресурс. Тираж газеты "Вести", официального рупора правительства, по данным её же сайта, составляет порядка 60 тысяч экземпляров. (три раза в неделю выходит общественно-политические номера и два раза в неделю — номера с официальной информацией (законами и тендерами). Зона покрытия радио "Гардарика" составляет порядка трети территории Ленинградской области, в основном это районные центры и крупные города.

Компании, которым достанутся гранты областного правительства (объём финансирования на 2014 год — около 26 миллионов рублей) определяются на открытых аукционах и в них участвуют региональные СМИ, в том числе информационные агентства. Средний размер гранта — от 300 до 500 тысяч рублей.

В случае требования сверху не просто рассмотреть, а значительно оптимизировать расходы на СМИ, роптаний среди их получателей или, скажем, среди парламентариев, которые утверждают бюджет, не предвидится. Как это происходит, к примеру, в соседнем Санкт-Петербурге, в котором только на содержание ежедневной газеты "Петербургский дневник" в год уходит 177 миллионов рублей, что составляет львиную долю от всех субсидий на газеты (правда, и выпускается она тиражом 250 тысяч экземпляров). Петербургские депутаты, яблочник Максим Резник и эсер Марина Шишкина в публичном юридическом пространстве (запросы на имя Полтавченко и опубликование их же) постоянно настаивают на том, что финансирование проекта надо сократить, а лиц, ответственных за распределение субсидий, привлечь к ответственности.

На Суворовском, 67 считают, что, несмотря на желание Москвы сократить часть расходов на СМИ, в Ленобласти этого не произойдёт. Во-первых, потому что муниципальные выборы 2014 года фактически уже начались. Во-вторых, потому что "первого" достаточно.

Юлия Гильмшина, 47news