В Московском Доме национальностей открылась выставка Константина Симуна "Дорога жизни". Это благотворительный проект - вырученные от продажи ряда работ деньги будут перечислены детским домам, больницам и блокадникам, пишет КоммерсантЪ.


В середине 1960-х ему, тогда тридцатилетнему, совсем молодому, скульптору, вдруг поручили ответственный блокадный мемориал. И на берегу Ладожского озера возникло "Разорванное кольцо" -- форма предельной простоты и выразительности: две бетонные дуги тянутся друг к другу, образуя разорванную арку, ведущую в никуда, в смерть, в бесконечность воды и неба. Этот монумент совсем не вписывался в общий ряд играющих мускулами бронзовых воинов-освободителей в жанре "никто не забыт", но говорил на одном языке с мировым искусством того времени - на языке минимализма, абстрактных форм и сложных смыслов. И сейчас понятно, что это лучший памятник второй половины XX века, порожденный городом Ленина, непонятно только, как его руководство проглядело эту вражескую концептуальную вылазку.


Разорванное кольцо стало лейтмотивом всего скульптурного цикла "Дорога жизни" и в силу блокадных обертонов, и как главное произведение, opus magnum, скульптора. Есть здесь и вариации на эту тему: "Белые ночи", где разорванная арка, собранная из решеток невских набережных, зависает над силуэтом города -- как крылья ангела над кардиограммой больного, или "Ладожское озеро", где та же арка выгибается не то фермами моста, не то рельсами взорванной железной дороги. Есть и отдельные мотивы: разорванное кольцо появляется как нимб над "Пискаревской мадонной", ремешок на стоптанной туфельке, спинка походной кровати или сломанная ручка чемодана, превращаясь в символ дороги вообще.