Мировые эксперты прогнозируют бум добычи сланцевой нефти в России на ближайшие 20 лет. Если дело пойдёт, Сланцевский район может не только внезапно выйти из числа самых депрессивных, но и стать Эмиратами-47. Журналисты постарались понять, есть ли у Ленобласти шансы.

Известная британская нефтегазовая компания "ВР" в минувший четверг, 16 января, сделала официальный прогноз нефтяного будущего России. Дело касалось не стоимости барреля, а сланцевой нефти. Аналитики "ВР" считают, что в России ожидается в ближайшие 20 лет настоящий сланцевый бум, заденет он также страны Южной Америки.

Этот прогноз не является неожиданным, ведь Россия занимает второе место в мире по запасам сланцевой нефти, 7% от общемирового значения. И хотя львиная доля топлива сокрыта в недрах Западной Сибири, и на карте Ленобласти есть место, которое может стать причиной сланцевого бума.

Естественно, речь идёт о Сланцевском районе, располагающемся на юго-западе региона. Город Сланцы был основан в начале 30-х годов прошлого века в связи с разработкой Гдовского месторождения горючих сланцев. В настоящий момент город с населением около 33 тысяч человек, равно как и весь район, переживают далеко не лучшие времена.

Говоря объективно, Сланцевский район входит в тройку самых депрессивных в Ленобласти. Инвесторы приходят крайне редко, добывающие предприятия советских времен на грани закрытия, не имеющие работы жители стараются перебраться в другие места. Вечерами улицы города пустеют.

При этом, как отмечают специалисты, богатейшие залежи сланца в районе находятся близко к поверхности, в большинстве случаев на глубине от 80 до 300 метров. Для сравнения: в США, стране-лидере по производству сланцевой нефти и газа, глубина залегания породы от 1,5 до 3 километров. Можно уверенно заявить, что возможное появление в районе инновационных предприятий по добыче сланцевой нефти способно оживить затухающую экономику, дать новые рабочие места и толчок к развитию всей сопутствующей инфраструктуры.

Корреспондент 47news побеседовал на тему возможных перспектив с исполняющим обязанности главы администрации Сланцевского муниципального района Александром Хопёрским. Тот заявил, что был бы рад появлению в районе любых современных и инновационных предприятий, способных инвестировать деньги в экономику и дать рабочие места жителям. "Мы — моногород. Шахты по добыче сланца в настоящее время прошли процедуру банкротства и закрыты. Спасибо правительству Ленобласти, что много лет нам помогают", - сказал Хопёрский. Он отметил, что сейчас в районе работают два цементных завода и современное предприятие по переработке использованных аккумуляторных батарей. В целом, по его словам, экономическая ситуация немного улучшается, но хотелось бы значительно большего.

Впрочем, по словам Александра Хопёрского, пока никто из областных чиновников или потенциальных инвесторов  не касался вопросов возможных перспектив нефтедобычи в районе.

Конечно, создание инновационных предприятий по добыче нефти - дело сложное и очень дорогое. Как объяснил около года назад нашей коллеге из "Московского комсомольца" ректор Горного Института Владимир Литвиненко, объёмы газа и нефти, которые можно извлечь из сланцевой породы, невелики. В кубическом метре обогащенного нефтью сланца содержится от 2 до 10 процентов углеводородов. А для того, чтобы достичь показателей добычи, сопоставимых с результатами традиционной нефтегазовой отрасли, потребуется задействовать огромное количество сланцевых месторождений.

С другой стороны, в прошлом горнодобывающий город Сланцы имеет всю необходимую инфраструктуру для развития промышленности, оставшуюся с советских времен. Здесь есть достаточные энергетические мощности, сеть автомобильных дорог, железнодорожные ветки и станции. В сочетании с неглубоким залеганием породы, это обстоятельство намного упрощает и удешевляет процесс создания новых добывающих предприятий. А если мировые цены на нефть будут расти, рентабельность вложений в инновации уже не покажется столь нереальной. Еще один очевидный плюс — близость к границе, главное - к морскому порту Усть-Луга, что снижает стоимость транспортировки нефти на экспорт.

Впрочем, в ближайшие годы рассчитывать на то, что в Сланцах закипит жизнь благодаря мировой конъюнктуре, не приходится. Вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов, прокомментировал ситуацию так: "Технология добычи сланцевой нефти, то есть гидроразрыв пластов, сопряжена с очень серьёзными экологическими рисками. Именно поэтому существующие в мире проекты реализуются преимущественно не в населённых районах. Например, в штате Северная Дакота. Реализация проектов по добыче сланцевой нефти в некоторых странах Восточной Европы приостановлена именно по этой причине. Поэтому при существующих технологиях добычи сланцевой нефти говорить о реализации таких проектов в Ленинградской области в ближайшее время преждевременно".

Отчасти это мнение подтверждают и специалисты. Так, по словам Владимира Литвиненко, добыча сланцевой нефти, действительно, наносит серьёзный урон экологии. Если действовать по классической технологии, в скважину надо залить огромное количество воды и химических реагентов, которые затем выбрасываются в атмосферу. Однако, он же уточняет, что месторождения в Сланцевском районе настолько уникальны, что при добыче нефти можно использовать безопасные, с экологической точки зрения, методы добычи.

Стоит отметить, что геологические запасы сланца в районе составляют от 5 до 7 миллиардов тонн. Современные методы добычи позволяют получить из тонны сланца от 0,5 до 1,25 барреля нефти. Таким образом, по самым скромным подсчетам, речь может идти примерно о 2,5 миллиардах баррелях нефти — объём весьма значительный. В теории, при сегодняшней цене за баррель нефти в 100 долларов США, можно получить 225 миллиардов долларов — 7 триллионов 425 миллиардов рублей. Сумма, примерно в сто раз превосходящая бюджет всей Ленобласти.

Можно сказать, что перед правительством области стоит выбор: влить значительные средства, государственные или инвесторов, в развитие  инновационного сектора экономики в депрессивном районе, либо следить за его угасанием. За первый вариант говорит вероятность выхода на порог рентабельности, хотя и не в ближайшем будущем, и неожиданная возможность превращения Ленобласти в нефтедобывающий регион. Второй вариант неизбежен без какого-то серьёзного скачка в экономике района.

По статистике население города Сланцы за последние 20 лет сократилось уже на четверть, причём большая часть уехавших из города принадлежат к экономически активной части населения.

Бизнес-чутьё редакции 47news подсказывает, что, если ситуация всё-таки будет развиваться по второму варианту, экономика резко пойдёт вверх. И возможно, жителям других районов и регионов уже сейчас стоит задуматься, к примеру, о покупке недвижимости в районе. Как известно, сегодня стоимость самой простой однокомнатной квартиры в городе Сланцы составляет 350 тысяч рублей, то есть в десять раз меньше, чем в Санкт-Петербурге.

Не исключено, что именно с этими открывающимися потенциальными возможностями связаны частые полёты в Сланцы на собственном вертолёте депутата, олигарха, директора Кольцевой автодороги Владимира Рыбальченко.

Артем Шалякин, 47news