Муниципальным выборам-2014 дан старт. "Вконтакте" набирают добровольцев. Корреспондент 47news пять лет назад прошёл путь кандидата в депутаты. В тематических воспоминаниях — о том, как правильно вызывать милицию по домофону, сколько раз говорить с электоратом о проблемах и кто лучше всего голосует.

Ленинградское областное отделение политической партии "Коммунисты России" по-современному заявила о начале предвыборной кампании на муниципальных выборах-2014. Как известно, состоятся они в сентябре будущего года, а политические структуры начали подготовку осенью года нынешнего.

ВЫБОРНЫЙ КОНТАКТ

Группа "Вконтакте" под названием "Предстоящие выборы депутатов Пикалёвского городского поселения-2014" делает пользователям деловое предложение - стать кандидатами от "Коммунистов России" в приближающейся битве за мандаты. Официально оферта представлена так - "стать субъектом выдвижения для независимых кандидатов в депутаты муниципальных советов на предстоящих выборах".

Желающим поучаствовать в избирательной гонке немного нужно — доказать партии свои "профессиональные качества, гражданскую позицию, политическую направленность". В переводе это означает наличие российского гражданства и более-менее вменяемого выражения лица.

Обмен между гражданином и партией равнозначный. Организация получает кандидата, готового прошагать под её знамёнами, а человек имеет возможность попытать счастье в избирательной гонке, не тратя время на сбор подписей и деньги на консультации юристов. Вложить деньги если и потребуется, то небольшие — пара тысяч на печать листовок и агитплакатов.

Автор статьи наверняка пропустил бы объявление, но пять лет назад прошёл через путь, который описывают в объявлении. Он вряд ли отличается от того, что предстоит пройти современным откликнувшимся.

ПРОПИСКА В РАСПИСКЕ

Осенью 2008 года будущему журналисту пришло аналогичное сообщение в "Вконтакте". С той лишь разницей, что от знакомого человека, имеющего отношение к факультету журналистики СПбГУ. К тому времени - пятый курс. А на "пятом" многие считают, что имеют опыт работы вообще и в политической аналитике/политической журналистике в частности. Разумеется, наличествовали амбиции.

Фраза из серии "хочешь стать депутатом?" подняла студентку в собственных глазах на несколько дней. После совещания на работе в одном из политцентров (коллеги были примерно того же возраста) было решено поучаствовать в деле в качестве эксперимента — то ли журналистского, то ли жизненного. "Ты ничего не теряешь. Даже если ничего не получится, за это время встретишь много людей, обретёшь много связей. Ты ж журналист в конце концов", - напутствовал, втянувший в это знакомый.

Условия были выполнимые. Вхожу в список кандидатов в МО "Чкаловское", которых поддерживает "Справедливая Россия", что автоматически снимает необходимость собирать подписи. Всячески занимаюсь агитацией как собственной персоны, так и партии. Партия в свою очередь обещает содействовать повышению (на тот момент — появлению) личного политического рейтинга.

Само по себе предложение войти в список кандидатов на муниципальные выборы заставляло некоторое время мучиться вопросом, отчего люди нравятся политтехнолагам. Ответ был банален — прописка. Кто-то из верховных эсеров в тот период смекнул, что на местных выборах люди лучше голосуют за своих соседей.

К улыбкам прикреплялась расписка. В ней, если переиначить, кандидат обязывался в случае, если станет муниципальным депутатом, в своих решениях следовать принципом партии "Справедливая Россия". На наивный возглас "имеется в виду социальной справедливости?", товарищи постарше ответили заговорщически: "пройдешь, мы тебя научим".

СПРАВЕДЛИВЫЕ МОНСТРЫ

На десять чкаловских мандатов "Справедливая Россия" собрала десять таких же как я кандидатов. Среди нашей команды были предприниматели средней руки, фитнес-тренеры и безработные.

Следующие наши полгода были похожи на кадры из мультфильма "Корпорация монстров", в котором один герой учит другого, как правильно говорить "р-р-р" и выпускать когти.

Подготовка к выборам делилась на две части — подготовка к агитации и агитация.

Один-два раза в неделю мы собирались в районном штабе партии, комнате метров семь, и обсуждали, когда и куда пойдём сдавать документы. Говорили о противниках и их шансах на победу. Разговоры сводились к мысли о том, что партия власти людям надоела и нужны новые лица. К самим людям было решено относиться вежливо, во-первых, потому что электорат, во-вторых, потому что могут вызвать милицию (или наоборот).

На семинары приглашал и центральный штаб партии, за давностью лет в памяти, явно помимо воли, осталась только фамилия одного из лекторов — Цыплёнков. Юридические лекции были единственным вкладом партии в нашу кампанию, даже деньги на агитматериалы мы искали сами.

На заполнение всевозможных отчётов, встреч, передач папок и дисков уходило всё свободное время. Хождением по домам занимались несколько месяцев, примерно с 19 до 22 часов по будням и весь день в выходные.

МЫНЕКВАМ

Тактика агитирования сводилась к слову "наказ". Это своего рода сбор жалоб жителей на участке. Группу разбили на пары (у некоторых получилось мальчик-девочка), каждому было выделено по агитационному участку. За несколько месяцев предстояло поручкаться и выслушать порядка тысячи человек. В плане-минимуме — обойти как минимум десять пятиэтажек.

С каждым человеком нужно было пообщаться три раза. Сначала — познакомиться, потом — спросить и записать список бытовых проблем, после этого — прийти и доложить, что список передан, куда надо. На требования починить крышу/отремонтировать подъезд/вкрутить лампочку следовало отвечать, что это не входит в полномочия муниципальной власти.

"Здравствуйте, мы хотели бы поговорить с вами о грядущих выборах. Вы какую партию поддерживаете?", - после монотонной и повторённой сотни раз фразы навсегда для себя решила, что буду участвовать во всех соцопросах.

Непонятно, что было сложнее — перебороть себя, начав говорить, или попасть в дома. Одноклассник, вызвавшийся помочь, учил жизни: надо нажимать номер квартиры на последнем этаже и кричать в домофон "милиция", на реакцию "мы не вызывали" отвечать "а мы и не к вам".

Люди на удивление охотно делились проблемами и переживаниями. Особо запомнился подъезд, одна из жительниц которого упорно выливала продукты жизнедеятельности в окно. Мы с напарником из раза в раз вместе с соседями ходили смотреть на грязный снег, мотали головами и обещали принять меры.

ВЕСНА КУРСАНТОВ

"Весна придёт 1 марта", - гласил лозунг на наших буклетах. Выборы, начавшиеся в 8 утра, для нас закончились в 8-15. "Почему пришли две тысячи курсантов?", - кричал в трубку тот самый знакомый, что предложил мне участвовать в выборах.

Ответ был несложным. Наш округ располагался на территории, где находится "Военно-космическая академия имени Можайского". Общеизвестный факт, что Можайка поддерживает нынешнего спикера ЗакСа Петербурга Вячеслава Макарова, как раз вместе с нами баллотировалась, и выиграла с большим перевесом его дочь Марина. На других территориях были свои "академии": дом для ветеранов, жители которого шли на избирательные участки гурьбой, спортшкола, поликлиника.

Только напыщенный Крестовский остров, отчасти радовал: его жители показали самую низкую явку из всего района.

Надо ли говорить, что везде победила "Единая Россия". Наказы избирателей мы передали в штаб эсеров, где они скорей всего и почили.

Позже нам объяснили несложную формулу. Каждой партии нужна масса кандидатов, которая создаёт вес и конкуренцию. Сама по себе она ничего не решает, зато фигурирует в отчётах. Решается же всё за столом переговоров, когда садятся, к примеру, лидеры фракций, губернатор, расчерчивают карту региона с фразой "это моё". И попадание каких-либо сил "не в ту" территорию равнозначно статистической погрешности — случиться может, ни на что не повлияет.

Думать, что в Ленобласти схема работает по-другому, было бы непростительным. Там всё аналогично: политические силы негласно заявляют, за какие районы будут биться. Разве что "академии", фамилии лидеров и статистическая погрешность немного отличаются.

Юлия Гильмшина, 47news