В понедельник, 25 ноября, впервые за три года выборжане смогут войти в обновленную городскую Библиотеку Алвара Аалто. В минувшую субботу она была торжественно открыта после многолетнего ремонта.
На этом важнейшем в истории города событии присутствовали экс-президент Финляндии Тарья Халонен, глава администрации президента России Сергей Иванов и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
В России на протяжении последнего века не была архитектора такой мировой славы как Аалваар Аалто у финнов. Саму Суоми стали узнавать в мире не столько из-за лосося, древесины и даже девайсов фирмы "Нокия", а скорее именно благодаря этому архитектору. Библиотека в Выборге - знаменитый шедевр Аалто, именно с нее началась его интернациональная слава.
То что на территории России оказался единственное здание такого уровня, построенного в неизвестном на территории СССР стиле функционализма – редкая удача.
Перед революцией Выборг - российский губернский город в составе Великого княжества Финляндского: 50 тысяч населения, поголовная грамотность, трамвай, восемь гимназий, старинный замок. "Все тут было - иностранщина и шведский уют, – писал Осип Мандельштам. - Упрямый и хитрый городок, с кофейными мельницами, качалками, гарусными шерстяными ковриками и библейским изречениями в изголовье каждой постели".
Финляндия получила независимость, русский гарнизон ушел, город стал развиваться как своеобразная Ницца страны Суоми. Карельский перешеек для жителя Тампере или Улео – юг, пляжи, яхты. Мощный северный конструктивизм построенных в ту пору зданий свидетельствует о скромном процветании типичного восточно-европейского городка; примерно так должно быть выглядели в 1930-е австрийский Линц, литовский Каунас, норвежский Берген.
Советская власть первый раз просуществовала в городе недолго: с весны 1940 по лето 1941, после Финской войны (финны называют ее Зимней). Финны отвоевали свой второй по величине город в ходе Второй мировой. Население, ушедшее было на север, вернулось, чтобы окончательно покинуть город в 1944. С тех пор Выборг – крупнейший районный центр Ленобласти.
В во второй по величине финский город Вииппури навсегда вошла Советская Армия. Город подвергся бомбардировкам, но его дома в основном уцелели. Население: финны, шведы, русские бежало в Финляндию. Город, переменованный на российско-шведский лад в Выборг, заселили по оргнабору и трудмобилизации белорусские, тамбовские и пензенские колхозники, для которых не то что местный северный модерн - каменные многоэтажные дома с водопроводом и канализацией были в новинку. Так наверное чувствовали себя пришедшие из глубины германских лесов в Рим какие-нибудь лангобарды.
В ходе Второй мировой войны многие города подверглись схожей участи, но подобной – ни один. Кенигсберг, в отличие от Выборга, после войны лежал в руинах. Данциг и Бреслау стали Гданьском и Вроцлавом, но всегда существовавшее польское меньшинство осталось в этих немецких городах и превратилось в большинство. В Выборге декорация полностью сохранилась, но в ней играла новую социальную пьесу абсолютно новая труппа.
Новому, российскому Выборгу, уже в этом году 70 лет и можно подвести некоторый итог: действие европейского зодчества на местное сознание несомненно. Конечно, Выборгу еще не хватает чистоты и достатка соседних финских городков, но по российским масштабам городок это нарядный и ухоженный, с несколькими конкурирующими газетами и Интернет-ресурсами, уютными кафе, средневековым шведским замком, филиалом "Эрмитажа" и библиотекой Алвара Аалто. Таких райцентров в России больше нет.
Море, шхеры, сосновые боры – все это в двух шагах от города. Выборгу не достает разве что университета – он стал бы чем-то вроде петербургского Тарту. Библиотека Аалто – теперь главная приманка для русских и финских туристов.
В одной из самых безрелигиозных стран Европы, Финляндии, библиотека чаще всего – главное городское общественное пространство. И ее здание, соответственно – важнейшее сооружение, выше ратуши и собора. Именно культ знаний вывел некогда беднейшую страну Европы (по уровню доходов на душу населения она болталась где-то в районе Румынии) в мировые лидеры по обеспеченности населения, рейтингам школ и университетов.
Аалвар Алто получил заказ на строительство главной библиотеки второго по населению города в Финляндии, когда уму было всего 32 года, и его знали только знатоки по редакционному зданию газеты "Турун Саномат" в Турку, и еще только реализующемуся проекту санатория в Паймио. Работы в Выборге продолжались три года, В 1935 знаменитая библиотека открылась.
Самое поразительное в этом в общем то неброском здании – уют, идущий от деревянных панелей интерьера, волнообразный потолок, глушащий шум, и "бестеневая" системы освещения. Свет проникает в главный читальный зал через 57 воронкообразных отверстий в крыше. В открытой части библиотеки вообще нет окон, они заняты книжными полками. Огромные окна рекреации выходят в городской Торкельский парк и из библиотеки открываются великолепные, почти японские виды. Все - для тихой, сосредоточенной работы над книгой.
Как раз с начала 1930-х годов советской архитектурной школе, дотоле лидировавшей в мире, были поставлены искусственные препоны. Обязателен стал "сталинский ампир", отделивший нас от европейского зодчества. Поэтому, с отпадением стран Прибалтики, позднее "ар нуво" Аалто является чуть ли не единственным в России. Можно упомянуть разве что только находящееся там же, в Выборге, здание городского музея, построенного в 1930 году на бастионе Панцерлакс архитектором Уно Ульбергом.
А для самого Аалто здание библиотеки стало трамплином к дальнейшей славе: Финский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке, общежитие Массачусетского технологического института, спортивные и культурные центры в Вене и Волфсбурге, Библиотека Скандинавского центра в Рейкьявике в Исландии, дворец "Финляндия" в Хельсинки.
Именно чуждость библиотеки советской эстетике, ее "буржуазность", привели к небрежению. Были утрачены важные элементы декора, здание стояло потрепанным и заброшенным. В 1992 году вдова Аалто возглавила "Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки", который занимается фондрайзингом. Ремонт силами российских и финских реставраторов шел ни шатко ни валко с 1994 года, пока в 2010 году российский бюджет не выделил дополнительно 255,5 млн рублей.
Лиха беда начало. Выборг полон архитектурных шедевров, начиная от западного средневековья и заканчивая финским функционализмом. Такого уровня архитектуры не встретишь и в самой Финляндии. На открытии библиотеки Тарья Халонен выразила надежду на то, что реставрация библиотеки Алвара Аалто знаменует собой начало масштабной реконструкции всего старого Выборга. И, действительно, в ближайшее время начнется реставрации городского парка и часовой башни.
Лев Лурье, специально для 47news