Прокуратура Приозерского района Ленобласти не поддержала в суде обвинение Следственного комитета в убийстве петербурженки, и на днях предприниматель Коврига вышел на свободу. В связи с этим правоохранители разделились на тех, кто согласен с решением, и тех, для кого это ненормально. Фактически спор идет вокруг пластмассовой зажигалки. Предмет был найден в лесу, возле костра, где лежали кости погибшей.

54-летний предприниматель из Петербурга Виктор Коврига вышел из под ареста 13 ноября этого года. Приозерский суд Ленобласти осудил его к девяти месяцам лишения свободы за хранение обреза в загородном доме. Но так как эти месяцы он провел под арестом, его лишение свободы было зачтено. По сравнению с прошлыми поступками, когда Коврига еще при Генеральном секретаре ЦК КПСС Юрии Андропове и в 1992 году осуждался за грабеж и разбойное нападение к длительным срокам изоляции, эпизод с укороченным ружьем может считаться незначительной нервотрепкой.

Коврига когда-то начинал биографию со службы в ленинградской милиции, первый срок отбывал в известной колонии №13 для бывших сотрудников в Нижнем Тагиле, где познакомился с могущественным, а затем опальным мужем Галины Брежневой — Юрием Чурбановым.

Последние 15 лет Виктором Ковригой уголовный розыск не интересовался. Вместе с супругой он открыл в Озерках бар "Ерш", как многие российские коммерсанты пытался зарабатывать на сделках с недвижимостью. Однако в ноябре этого года судья Приозерского суда должен был рассматривать главное обвинение Ковриге — убийство. А по исполнению оно отличалось от многих аналогичных преступлений в нашем регионе.

Улика без совпадений

4 июля прошлого года в лесу, в 10 километрах от поселка Саперное, случайно были обнаружены почти полностью сгоревшие человеческие останки. Несмотря на то, что экспертиза показала, что кости принадлежат женщине, а причина смерти в проломе черепа, это не приблизило полицейских Приозерского района к установлению личности.

Вскоре идентификацией ее данных занимались уже в ГУ МВД. Не раз просмотренные все материалы по городу и области о пропавших не давали совпадений. Единственное, что было в руках у следователей, это обыкновенная пластмассовая зажигалка, найденная при осмотре места происшествия. На ее поверхности эксперты выделили два генотипа — мужской и женский. Генотип — улика уникальная, по убедительности равна отпечатку следа пальца руки. Но от этого не становилось легче - кому они принадлежат, было не понятно.

Случайный нюанс

Наконец, через девять месяцев, только к осени 2012 года личность установили. И опять же случайно. Как нам объяснили в Следственном комитете Центрального района Петербурга, полицейские "шерстили" заявления о без вести пропавших по своим каналам, а в СК пришло заявление из Новгорода. От подруги потерпевшей. Могло оказаться так, что документы из разных ведомств и не соединились бы.

Но они соединились.

Оказалось, что на момент смерти Людмиле Деминой исполнилось 53 года. Ранее она работала в жилищной комиссии администрации Центрального района, а после ухода на пенсию продолжала интересоваться недвижимостью. Жила одиноко в своей квартире на улице Чайковского - сын умер.

Разобрав по нюансам ее биографию, уголовный розыск установил, что за день до смерти она находилась в Мариинской больнице на лечении. Были подняты записи и опрошены все больные вокруг нее на период июля 2012 года. Результаты дали нужный итог — 3 июля 2012 года она вышла из палаты на встречу и не вернулась. По словам одной пациентки, Демина была в хорошем настроении, говорила, что ей сейчас вернут долг.

- Она пошла к какому-то Виктору, - сказала оперативникам одна из женщин.   
        
Косвенный дракон           

К новому году Виктор Иванович стал понятен. Им и оказался Коврига. Разумеется, его изучили. Особенно период перемещения его в пространстве на начало июля прошлого года. Следователи неохотно любят рассказывать о проведении специальных технических мероприятий. Можно сказать лишь о том, что в материалах уголовного дела были заключения экспертов (такие исследования проводятся не полицией, а специалистами, работающими в компаниях сотовых операторов), прямо указывающие, что мобильный телефон Ковриги в день исчезновения Деминой находился не только рядом с больницей, но и возле костра в Приозерском районе.

Также были отсмотрены все камеры видеонаблюдения и по пути в Саперном узнан "Паджеро", принадлежащий Ковриге. Хотя здесь точность доказательства явно была косвенная. Камера не "взяла" госномеров, однако запечатлела дракона - редкую аэрографию на иномарке.

Отрицание генотипов

Главным же достижением, по мнению Следственного комитета, явилась другая экспертиза. Генотипы, ранее найденные на зажигалке, совпадали с генотипами Ковриги и Деминой. Настроение правоохранителей резко улучшилось. Изменение в ощущениях произошло несколько дней назад.

К середине февраля 2013 года Коврига был задержан, по месту жительства у него в загородном доме (где и нашли обрез) и в его петербургской квартире были проведены обыски. Его арестовали и предъявили обвинение в умышленном убийстве.        

Сам Коврига на всех этапах следствия свою вину отрицал. По его версии, он, действительно, встречался с Деминой 3 июля 2012 года, действительно, они обсуждали вопросы, связанные с земельными участками на Суздальском проспекте под возможное строительство автостоянок, но ни в какое Саперное они не ездили. Что касается зажигалки, то, по его мнению, улика была подброшена умышленно.

А вот здесь в защиту Ковриги вступают классические детективные сюжеты. Как мы помним, главным козырем обвинения гражданина Груздева в культовой ленте "Время встречи изменить нельзя" как раз был пистолет, умело подкинутый ему еще до обыска.

Насколько нам известно, такие споры велись во время совещаний и в Следственном комитете. Поэтому зажигалку даже отвозили в Москву, где на более современном оборудовании эксперт на ее "колесике" обнаружил эпителии — микрочастицы тела. И они были идентичны с образцами, взятыми у Ковриги.
Коврига продолжал признавать только хранение обреза.

Ответственность

19 августа обвинение было утверждено прокуратурой. 28 августа дело было передано в суд. В ноябре судья Приозерского суда Людмила Сергеевна Яшина должна была начать рассмотрение дела по убийству Людмилы Сергеевны Деминой. Но осудила Яшина Ковригу за незаконное оружие.
Судья не могла поступить иначе, так как государственный обвинитель из прокуратуры Приозерского района отказался поддерживать обвинение в части, касающейся убийства.

Если уйти от процессуальных тонкостей и корпоративных симпатий, то судьбу Виктора Ковриги решила оценка главного доказательства - зажигалки.    

Прокуратура взяла ответственность, фактически заявив, что этого недостаточно.
Статистический же взгляд на убийство Деминой типичный — если обвинение с Ковриги снято, значит преступление не раскрыто. То есть "глухарь".  

Евгений Вышенков,

47News