Главой "Севзапрыбвода", одной из ключевых структур Росрыболовства на Северо-Западе, 28 октября назначен Дмитрий Капаца. В 2012 году он прославился тем, что при официальном доходе в 480 тысяч рублей в год, приобрёл автомобиль "Мазерати" за 7 миллионов рублей и мотоцикл "Харлей Дэвидсон". У Ленинградской областной прокуратуры возникло к Капаце немало вопросов, касающихся его декларации о доходах. Но это не помешало карьерному росту чиновника.

Формально ФБГУ "Севзапрыбвод" занимается выращиванием и выпуском молоди (личинок) водных биоресурсов. Учреждению подчинены 5 рыбоводных заводов в Ленинградской области, которые производят мальков. На какой бы реке или озере не проводились ремонтные или строительные работы, подрядчика могут обязать запустить в реку мальков взамен нанесённого биоресурсам ущерба. Например, при ремонте скандально известной плотины на реке Грузинке на мальков заранее заложили более 500 тыс рублей.

ЭТИ РЕКИ НИКУДА НЕ ТЕКУТ

Другим важнейшим направлением работы "Севзапрыбвода", как сказано на его же сайте, являются "работы по рассмотрению проектных материалов в части выдачи заключений по оценке воздействия на водные биологические ресурсы". Другими словами, без согласия этого подразделения не возможны ни реконструкция Дворцового моста, ни строительство нового ЦБК, ни ремонт плотины на Грузинке.

При этом ФБГУ "Севзапрыбвод" - предприятие небогатое, его годовой бюджет составляет 70-80 миллионов рублей. Для пяти заводов совсем немного, хотя каждый из них имеет в штате чуть больше 10 сотрудников. Средняя зарплата сотрудников "Севзапрыбвода" составляет 10-15 тысяч рублей в месяц, а его экс-руководитель Алексей Кузин, согласно декларации о доходах, заработал в 2012 году меньше майора полиции.

Тем удивительнее, что заместитель Кузина Дмитрий Капаца при официальном доходе в 480 тысяч рублей приобрёл в 2012 году автомобиль "Мазерати" М139 и легендарный мотоцикл "Харлей Дэвидсон". Об этом факте сообщается на сайте Ленинградской областной прокуратуры: "Согласно карточке учета УГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области транспортные средства приобретены и поставлены на учет в 2012 году, их рыночная стоимость составляет более 5 миллионов рублей". Более того, в базе ГИБДД "Мазерати" скромного госслужащего оказался единственным автомобилем данной марки в Ленобласти: модель эксклюзивная, стоимость её может зашкалить и за 7 миллионов.

Претензия же прокуроров к Дмитрию Капаца заключается в том, что в обязательной справке о доходах за 2012 г. фигурант не указал, что является учредителем ряда коммерческих структур: OOO "Косинор-Энерго" и ООО "Юрпакт". Не указан и доход, получаемый Капацой от предпринимательской деятельности. Согласно закону "О противодействии коррупции", должностное лицо обязано предоставлять сведения и о расходах: своих, супруги и несовершеннолетних детей.

По данным Леноблпрокуратуры и Федеральной антимонопольной службы, ещё двое управленцев "Севзапрыбвода" представили в своих декларациях недостоверные сведения. Замруководителя Малащенко И.А. не указал доходы, полученные от продажи автомобиля "Сузуки", тягача МАЗ и седельного прицепа. А советник по экономической безопасности Кондрашкин В.Г. не отметил своего участия в OOO "Раш" и ООО "Городская автопарковка №7". А также факт, что его супруга является учредителем ООО "Алмазы Якутии".

- Закон предусматривает обязательный отчёт о расходах должностного лица, если он совершил покупки, превышающие его доход за последние три года, - говорит адвокат Николай Артамонов. – Новая редакция Трудового кодекса предусматривает и ответственность за неисполнение этого пункта: вплоть до увольнения с формулировкой "в связи с утратой доверия". Другое дело, что закон дифференцирует чиновников по возможности зарабатывать деньги помимо госслужбы. Например, прокурор или начальник отдела полиции могут только преподавать или издавать книги. А руководители "Севзапрыбвода" теоретически могут являться учредителями коммерческих структур. Но только после заключения комиссии предприятия, что их бизнес не пересекается со службой по профилю. А на "Севзапрыбводе" такую комиссию создали вот-вот, когда запахло жаренным.

УЛЕТЕЛА КРЫША

Дмитрий Капаца пришёл в чиновники из бизнеса. В середине 2000-х он являлся председателем совета директоров строительной компании "Балтстройсервис", а ещё раньше стоял во главе топливного трейдера "Косинор финанс". Нефтебизнес тогда считался едва ли не самой опасной нишей. Однажды в дверь квартиры предпринимателя на улице Рубинштейна злоумышленники заложили взрывное устройство, эквивалентное 400 граммам тротила. Стальная конструкция выдержала, хотя взрывной волной вынесло дверь квартиры напротив и стекла всех окон подъезда.

Нет никаких сомнений, что господин Капаца мог располагать собственными средствами для приобретения дорогих машины и мотоцикла. Гораздо интереснее, зачем ему понадобилось уходить из большого бизнеса в небогатое казённое предприятие.

Мы обратилось за комментариями к самому Дмитрию Капаце.

- Главная проблема рыбной отрасли – в недофинансировании, - пояснил Дмитрий Григорьевич. – И я рассчитываю в качестве руководителя привлечь частные инвестиции. Что же касается моей декларации и претензий прокуратуры, то я просто не знал, как правильно заполнять документ. Ничего скрывать не собирался.

Однако, возможности "Севзапрыбвода" не нужно недооценивать. Во-первых, по слухам, "Севзапрыбвод" скоро получит разрешение тратить компенсационные средства. Допустим, предписал какому-нибудь предприятию, ремонтирующему мост, запустить в реку мальков, сам же их продал и потратил полученные средства. А в течение года таких платежей может набежать на полмиллиарда. Во-вторых, ФБГУ может достаться солидное федеральное финансирование на развитие рыболовства. В-третьих, в оперативном управлении "Севзапрыбвода" есть немало земли - только вдоль Свири около 90 га. И правоохранительные органы проверяют информацию, будто на значительной её части ведётся хозяйственная деятельность неизвестными лицами.

Ещё весной в Леноблпрокуратуре появилась информация, будто на реке Паша орудует некая драга, что в период нереста рыбы недопустимо. 3 октября надзорная проверка обнаружила в районе деревни Подбережье земснаряд "Бивер-600", принадлежащий ООО "НПП "Экогидротехнологии". Он проводил дноуглубительные работы и на момент проверки никаких разрешительных документов не имел.

В августе 2013 года Волховстроевская транспортная прокуратура выявила показательный факт: сотрудники "Севзапрыбвода" из Шлиссельбурга на казённых катерах катали пассажиров в крепость "Орешек". А чуть раньше учреждение проверили ревизоры из Росрыболовства. И обнаружили известную уловку: массу контрактов на сумму до 500 тысяч рублей. Де-юре на них можно проводить не тендер, а электронные торги, при которых гораздо проще отдать подряд фирме, приглянувшейся начальству.

Например, на Лужском и Нарвском рыбзаводах ООО "Энергия" обязалось за 417 тысяч модернизировать насосное оборудование. Начальство "Севзапрыбвода" настаивало на срочности: якобы иначе рыба передохнет. Конкурса не проводилось, акты сдачи-приёма работ с "Энергией" заполнили в кратчайшие сроки. Однако в журнале посещений Лужского завода ревизоры не нашли ни одного следа визитов подрядчика, да и директор завода письменно докладывала своему боссу Кузину, что 24 километра высоковольтного кабеля плачут по электрикам с "Энергии". Но Кузин раз в квартал исправно закрывал документы на оплату услуг. Похожая история вышла с крышей Лужского завода: за её ремонт заплатили 495 тысяч рублей подрядчику, выбранному без конкурса. Ревизоры предполагают, что "ремонт" выразился в подмазывании мастикой, но доказать это будет непросто: однажды в сильный ветер крыша улетела.

Ещё одна странная ситуация получилась с заменой труб на Нарвском заводе ООО "Иваногородский водоканал": по документам, метр трубы стоил почти 10 тысяч рублей, а реально 2,2 тысячи. И разница вышла под миллион!

По итогам работы комиссии Росрыболовства встал вопрос о возбуждении уголовного дела. Не дожидаясь этого, глава "Севзапрыбвода" Алексей Кузин уволился. Около полугода в Москве выбирали достойного преемника, пока не остановили свой выбор на Дмитрии Капаце. Ожидается, что уже в 2014 году бюджетное финансирование "Севзапрыбвода" существенно возрастёт.

Денис Терентьев, специально для 47News