Правительство Ленобласти не теряет надежды создать жизнеспособную программу развития туротрасли и по-прежнему без ума от серебра. Участники рынка просят не сотрясать воздух, а районные администрации начинают шевелиться сами. Государство при этом предлагает регионам 140 млрд рублей, которые невозможно получить.
В четверг, 17 октября, прошло внеочередное заседание правительства. Чиновники планировали жизнь региона на три года вперед, обсуждали государственные программы, касающиеся Ленинградской области. Чуть ранее этого события, в Санкт-Петербурге, в рамках XXI международной туристской выставки, состоялась межрегиональная конференция "Новый туристский продукт Ленинградской области". Организатором выступил областной комитет по физической культуре, спорту и туризму.
По словам организаторов, основной целью конференции была презентация новых и готовых к реализации турпродуктов 47 региона. И третьим событием стало подписание межсубъектного соглашения между Ленинградской, Псковской, Новгородской областями и Республикой Карелия в сфере создания новых туристских маршрутов, которые будут организованы по принципу "от памятника к памятнику". Маршрут, который, по планам чиновников, охватит Северо-Западный федеральный округ, будет называться "Серебрянное ожерелье". Инициатором очередной мечты выступило Министерство культуры, а за его спиной угадывается Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.
Планы правительства Ленобласти на три года вперед и планы Министерств в отношении светлого туристического будущего Ленобласти, безусловно, роднит одно — свойственный чиновникам оптимизм и вера в то, что красивая концепция и госфинансирование обязательно приведут к результату. 47News не стал замахиваться на осознание глубокомысленных планов правительства Ленобласти. Но попытался понять, как очередная попытка "отуристизации" может привлечь страждущих познакомиться с достопримечательностями региона.
Согласно концепции "Серебрянное ожерелье", субъекты РФ собираются реализовывать такую конкретную вещь: "создание эффективной системы межрегионального взаимодействия, основанной на применении передовых управленческих технологий в соответствии с международными стандартами". Не забывают авторы концепции о важном: "интеграции правовых, административно-хозяйственных, финансовых, туристских, материально-технических, информационных, научно-методических ресурсов". И в заключение следует оптимистичное заявление о "формировании единого туристского пространства и единого туристского бренда "Серебряное ожерелье России" для повышения конкурентоспособности внутреннего и въездного туризма в СЗФО". Количество канцеляризмов и обтекаемых формулировок, ставшее привычным для подобных документов, не может не вселять уверенности в точном исполнении намеченного.
Здесь необходимо вспомнить о подобных проектах локального характера, которые пытались реализовать на территории Ленобласти в предшествующие годы. Сейчас вряд ли кто вспомнит о программе по развитию туризма Ленобласти под названием "Серебрянный щит", разработанной в 2007 году. А в середине 2012 года губернатор Александр Дрозденко уверенно говорил о разработке концепции по развитию туризма в целом. Через полгода о ней вспомнили профильные комитеты. Но обошлось. Было придумано лишь название - "Серебряное кольцо". Модернизация задумки была осуществлена через словосочетание туристический кластер. Здесь, по всей видимости, не обошлось без инновационного вице-губернатора Дмитрия Ялова, который с пугающей настойчивостью присовокупляет слово "кластер" ко многим инициативам. В жаркий туристический сезон 2013-го о развитии туризма вновь не было ничего слышно.
Ответ на то, почему все вышеозначенные начинания не были реализованы, оказывается довольно прост. По сведениям 47News, с 2004 года на нужды "туристического" комитета в правительстве Ленинградской области выделяется по 4 млн рублей в год. Эти деньги предназначены на помощь районным администрациям в развитии туризма. Нехитрый подсчет показывает, что помощь никак не может превышать 220 000 рублей в год на район. По словам сотрудников комитета по туризму, этих средств хватает максимум на аренду мест, стенды и полиграфическую продукцию на одной-двух специализированных выставках. "Ни о чем большем помышлять при таком финансировании не имеет смысла, - говорит наш собеседник. - Надеемся на следующий год, поскольку в бюджет на нужды развития туризма заложено "целых" 40 миллионов рублей".
В это же время администрации на местах, по всей видимости, устав ждать концептуальной манны от вышестоящих, пытаются своими силами привлечь инвесторов в казалось бы безнадежную отрасль. Например, в посёлке Советский энергичный глава администрации два года назад привлёк крупного инвестора к восстановлению полуразрушенной инфраструктуры причалов. Сейчас на месте полусгнивших мостков создан полноценный комплекс для стоянки, дозаправки и ночёвки яхт. Посёлок уже принял три массовые регаты и на достигнутом, судя по энергичности главы администрации, останавливаться не собирается. А в Лужском районе администрация при "туристическом" бюджете в один миллион рублей в год, успешно освоила привлечение частников в бизнес на усадьбах. Суть его проста и не противоречит законодательству. Жилища дворян средней руки, которых в Лужском районе множество, реставрируются, ремонтируется и превращаются в мини-гостиницы и гостевые дома. Уже реализовано 8 проектов. Цена проживания более чем гуманна, в среднем 1000 рублей за ночь. Но примеры пока единичны и вызывают уважение скорее к местным властям, нежели к федеральным или областным чиновникам.
Госслужащие уровня Федерации указывают на то, что в государственной кубышке по целевой программе отложено 140 млрд рублей на региональные проекты в сфере туризма. Но проблема в том, что документарное оформление заявки на получение части этих средств в среднестатистической районной администрации, с учетом найма нескольких специально обученных сотрудников, займет не менее полугода. Второе препятствие — агрессивное условие софинансирования. Если муниципальное образование просит условные 100 млн рублей, то ему необходимо добавить свои 10 млн, что для подавляющего большинства муниципальных образований неосуществимо.
Опрошенные 47News представители туристического бизнеса, турфирмы и бизнесмены, потенциально желающие развивать инфраструктуру (гостиницы, общепит, тематические маршруты), единодушно утверждают, что в данный момент на рынке внутреннего туризма в Ленинградской области сложился замкнутый круг. "Мы не везём туристов, потому что в области нет нормальных дорог, отелей и ресторанов, а бизнес, который может это создать, не идет, потому что мы не везём туристов", - говорит генеральный директор турагентства "Акварель" Ирина Кольцова. И добавляет: "Рентабельность этого направления, при всех издержках, редко превышает 3-4%". Другой генеральный директор, захотевший сохранить анонимность, услышав от корреспондента об очередной программе высказался резче: "Пора бы государству перестать молоть языком и начать хотя бы со строительства дорог. Автобусные экскурсии для иностранцев сами по себе становятся аттракционом и просто не безопасны. Большинство турфирм исправно платят налоги, а в ответ получают только сотрясение воздуха".
Необходимо отметить, что в большинстве западных стран внутренний туризм действительно является субсидируемым.
Противоположного мнения, в плане помощи, придерживается Максим Лозовский, представитель компании, которая, предположительно, будет разрабатывать программу "Серебрянное ожерелье": "Государству нужно минимизировать участие в процессе развития туристической отрасли в регионах. Малый и средний бизнес сделают все сами".
Виктор Смирнов,
47News