Намучившись с "удельными князьями" у себя, Александр Дрозденко решил изменить "131-ф фэзэ" России. Он настаивает на праве губернатора снимать муниципальных глав администраций. Профильные депутаты инициативу не поддерживают, так как "на муниципальную службу придут только бараны".

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко перешёл к реальным попыткам претворить свою давнюю идею в жизнь — изменить федеральный закон о муниципальном самоуправлении. Официальное его наименование - "Об общих принципах организации местного самоуправления в России". Но благодаря номеру документа, на чиновничьем жаргоне его называют короче - "131-й фэзэ".

Местная тактика

Суть проблемы обывателю стала известна благодаря скандалам последнего времени, которые сами по себе становились новостными поводами. Широкая публика к ним не привыкла, ведь экс-губернатор Валерий Сердюков предпочитал разрешать муниципальные конфликты конфиденциально. Политические многоходовки никогда не ассоциировались с его именем, а финальным действием, как правило, становился уход чиновника с его поста.

Муниципальные чиновники знали, что инициатором процесса является лично глава региона, часто он сам звонил местным властям с требованием так или иначе разрешить конфликт. Но для разговоров выезжал ответственный за взаимоотношение с районными и поселковыми руководителями вице-губернатор Александр Кузнецов. Из ярких примеров последних лет правления Валерия Павловича — уход глав администраций Всеволожского и Приозерского районов - Игоря Самохина и Сергея Дорощука.

Александр Дрозденко избрал другую тактику. Через два месяца после инаугурации объявил направление на борьбу с "князьями". Губернатор начал руководить не только стратегией, но и тактикой. Это выражалось в личных приездах в проблемные районы — во Всеволожский и Ломоносовский. Посещение первого напоминало древнерусское вече, во втором проходили мастер-классы по внутренней политике. Осенью этого года к списку проблемных добавился Лужский.

Веское увольнение

Вероятно, попытка напрямую вмешаться в муниципальные дела происходила отчасти из-за неуверенности в подчинённых (Александр Кузнецов теперь занимается внешней политикой, а Константин Патраев не смог выстроить аналогичную его предшественнику вертикаль), а отчасти — из-за попытки пойти в лобовую атаку, а не заниматься политическими интригами.

Результаты поездок Дрозденко вылились в его же сомнения относительно правильности устройства жизни страны. На открытых совещаниях он намекал, а на закрытых говорил прямо о несправедливости 131-го закона. Его волновала невозможность губернатора снять с должности главу администрации муниципального уровня. Как известно, согласно Конституции, муниципальная власть не входит в систему органов госвласти и является самостоятельной.

По сути, уволить главу администрации посёлка, города или района может только совет депутатов, и то — при наличии веского повода. О том, насколько веским должен быть повод, можно понять, исходя из того, что парламентарии далеко не сразу подняли вопрос об уходе и  экс-главы администрации Ломоносовского района Евгения Устинова, и экс-главы администрации Токсово Всеволожского района Леонида Колесника.

В реальности же региональная власть может воздействовать на муниципалов лишь методом кнута и пряника — инициировать проверки со стороны правоохранительных органов или выдавать/не выдавать дотации. Это долго и утомительно, при неправильной подаче может привести к имиджевым потерям.

Право на увольнение

Для решения этой проблемы Дрозденко нужно изменить федеральный закон, поскольку установить соответствующие нормы только на региональном уровне недостаточно. В связи с этим губернатор 47 региона просит ЗакС принять законопроект об изменении 131-го закона, который в 2003 году подписал президент Владимир Путин. Затем законопроект должен быть оформлен в виде инициативы областного парламента в Государственную Думу.

Корреспондент 47News ознакомился с текстом вносимого в парламент документа. В нём предлагается "закрепить односторонний порядок расторжения контракта с главой местной администрации на основании решения высшего должностного лица субъекта РФ в связи с нарушением в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий ...".

Также Дрозденко считает необходимым дать возможность главе региона временно отстранять главу местной администрации в случае "ненадлежащего исполнения указанным должностным лицом своих обязанностей по решению вопросов местного значения".

Помимо этого, должен быть введён государственный контроль за соблюдением органами МСУ Конституции и федеральных и региональных законов. Число же представителей правительства в конкурсной комиссии, осуществляющих конкурс на замещение должностей глав местных администраций, должно быть увеличено.

Муниципальный чиновник, согласно идее Дрозденко, вправе сразу же после вынесения губернатором решения обратиться в суд.

Полуфабрикат

Как стало известно 47News, процедурное рассмотрение законопроекта на заседании профильной комиссии в минувший вторник привело к непониманию. По словам члена комиссии, единоросса Владимира Петрова, комиссия выступила с критикой законопроекта.

Парламентарии заявили, что предлагаемые поправки приведут к излишней централизации власти. "Грубо скажу, но на муниципальную службу будут приходить только бараны, которые будут готовы к тому, что их выгонят за любую провинность. Сильные люди на такую работу не пойдут, они понимают, что будут на крючке у власти. Районы распределяют субсидии, и они могут раздать их так, что конкретному поселению достанется меньше всего. При таком раскладе уволить его за неисполнение проще простого", - сказал Петров корреспонденту 47News.

"В этом виде законопроект напоминает полуфабрикат. Я не против изменений в 131- закон, но эти изменения надо прорабатывать. Иначе они приведут к политическим репрессиям в отношении муниципальных чиновников", - полагает лидер фракции "Справедливая Россия" Александр Перминов.

По итогам обсуждения, члены комиссии официально проголосовали против этого законопроекта. Формально это означает, что документ, предложенный губернатором, не может быть вынесен на обсуждение Законодательного Собрания.

Как выяснил корреспондент 47News, при наличии стимула в областном ЗакСе ожить может и документ, на котором поставили крест. Председатель комиссии, единоросс Юрий Соколов рассказал корреспонденту 47News, что на совете собрания, состоявшимся в среду, он добился включения вопроса в список рассматриваемых на ближайшем заседании.
"Все понимают, что нужно вносить изменения, но среди моих коллег нет единодушия по вопросу, как его вносить. Мы договорились, что ко дню заседания губернатор переработает законопроект. А пока, чтобы не терять время, я внёс документ от своего имени. Так можно", - сказал Соколов.

Коллеги Соколова утверждают, что столь принципиальная позиция — результат утренних переговоров. Якобы в них участвовали представители комитета по местному самоуправлению правительства, спикер ЗакСа Сергей Бебенин и сам Соколов. По слухам, Соколову в краткой форме передали недовольство Александра Дрозденко и дипломатично намекнули, что комиссии, не могущие принять стратегическое решение, называются неэффективными. Что делают с неэффективными менеджерами - Соколов мог додумать сам.

"Нет, что вы, никакого недовольства. Мы просто поговорили", - опроверг эти слухи Соколов.
В результате этого разговора на ближайшем заседании парламентариям придётся решать, кого им поддержать — идею Владимира Путина образца 2003 года, или Александра Дрозденко, редактирующего идею Владимира Путина.

Юлия Гильмшина,
47News