Редакция договорилась с губернатором Ленобласти Дрозденко о публикациях его мнений по поводу областных проблем в формате особого взгляда. Отсутствие времени у главы региона обусловило режим телефонных монологов. Жанр предсказуемо начался с лужского новостного повода. Александра Дрозденко раздражает удельность и он сформулировал предел муниципальных компетенций.

Первая фраза Александра Дрозденко напомнила журналисту лекцию на историческом факультете ЛГУ имени Жданова: "Удельная раздробленность Руси привела к краху государства в XIII веке", - сказал он. Вторая фраза была бы уместна на митинге: "Я не хочу, чтобы история повторилась сегодня".

После чего губернатор Ленинградской области говорил уже, как нам показалось, искренне и о сегодняшнем дне:

"Повод для разговора, думаю, понятен. Все, кто хотел, знает, что происходило в Луге в последнее время. В частности, о встречах на прошлой и позапрошлой неделях, о моем визите туда. Но хочу сразу пояснить: проблема сегодня по большому счету не в одной только Луге. Вопрос — в реформе местного самоуправления на просторах Государства Российского.

Но начнем все же с ситуации в Луге. Еще в 20-х числах сентября мы договорились с лужскими властями о запуске процесса передачи полномочий. Но получилось так: мы свои обязательства выполнили, а они свои — нет. Когда правительство области работает по их вопросам, а глава уезжает в отпуск в далекие края, это раздражает.

Я не хочу противопоставлять областную власть муниципальной. Это не государственный подход, этого не допустит ни один нормальный губернатор. Тем более, что это не добавляет авторитета власти. Как и стрельба в известном районе.

В Лугу мною был отправлен заместитель комитета по топливно-энергетическому комплексу Никифоров. Мы хотели снять реакцию. Тут же проявилась персона, которая начала вести себя, как удельный князек. Ярко выступила против наших предложений. Правда, надолго его не хватило.

Менталитет таких вот удельных воевод ущербен. По их особому мнению, "царь" должен их и от захватчиков уберечь и обеспечить население теплом и светом. А они все независимые, в случае чего и "десятина" всегда отойдет им. Они считают, что в их ведении должны быть серьезные вопросы. К примеру — строительство.

То есть отвечать перед населением по-крупному за эту сферу должны мы, а разрешение, где и кому строить, дает глава администрации первого уровня. Это притом, что у большинства из тех, чьи подписи стоят под разрешениями, специального образования нет. Некоторые муниципальные руководители на местах вообще пришли во власть из торговли. Это произошло в период неразберихи, тогда начинали с павильонов. То есть, с ларьков с тамбурами.

Но вот почему-то серьезные инвесторы разговаривают только с нами. Вице-губернатор Пахомовский не зря сказал в Луге, что есть инвесторы, готовые вложить 500 миллионов в модернизацию коммунального комплекса города. Они действительно есть. Но разговаривать эти люди намерены только с государевыми структурами.

На местном уровне их порой не пускают в работу, либо дают настолько призрачные гарантии, что инвесторы сами не идут. Чему удивляться, если во всевозможные МУПы залезли родственники. Муниципалы там сами себя и контролируют. Им не надо как лучше. Им нужна их копейка.

Муниципальная власть не дееспособна в том виде, в котором находится сейчас. Из-за этого она сама по своей сути не является народной. Раз они понимают, что ничего масштабного сделать самостоятельно не могут, значит, надо думать только о себе. И думают, тем более, последние десять лет их никто не трогал.

Как бы сравнить... Вот вы приехали на соревнование по бегу и понимаете, что не только не выиграете, но и не добежите до финиша. Тогда хоть выданные кроссовки домой увезете. Все, не зря съездили — по деревне можно прогуляться.

Конечно, я говорю обидные слова. Но ведь у некоторых на муниципальном уровне культуры нет, ответственности нет, кадрового потенциала нет. И когда мне говорят о европейском пути, которого нам не избежать, не замечают очевидного. Европа как раз движется по пути укрупнения. Смотрим на соседей — Финляндию. Там произошло укрупнение муниципального образования чуть ли не в три раза. Так проще и дешевле. Вроде как местное самоуправление, а основные финансы — в районе.

Ведь, если честно, большинство поселений некредитоспособны. А отвечаем вместе, ведь бюджет консолидирован и около 80 процентов в нем денег региона. Зачем обманывать себя?

Нам жизненно необходимо завершить передачу полномочий городских администраций на районный уровень. После чего будет второй этап — передать полномочия по жилищно-коммунальному хозяйству от поселений тем же районам. Проще говоря, от первого уровня передавать на второй. Это стратегически важно. Я, как губернатор, так считаю. И знаю, что меня поддерживают многие руководители других регионов

Сейчас муниципалам отдано распределение земельных ресурсов, крупное строительство, ЖКХ, образование, обеспечение транспортом. А они нести бремя ответственности не могут. Государству неудобно это признать. Муниципалы же убеждены, что независимы, и уверенность эта основывается на 131-м федеральном законе.

С 1 января нам, на уровень региональной власти, перейдет часть полномочий по детским садам и здравоохранению. Из крупного у них остались земля, ЖКХ, стройка, дома культуры.

Убежден, что первому уровню надо оставить лишь те полномочия, с которыми они смогут справиться:

правила благоустройства и само благоустройство;

планирование территорий;

правила землепользования и застройки;

правила распорядка и поведения на территории;

распоряжение средств, связанных с местными налогами;

здравоохранение, но лишь на этапе фельдшерских пунктов;

дополнительное образование и финансирование Домов культуры.

Да, у некоторых отберем кормушку. Но если не пойти по этой схеме, нормально управлять будет невозможно.

Задача не в том, чтобы мне, как губернатору, выстроить под себя руководителей на земле. Мне надо, чтобы механизм работал самостоятельно. Это как двигатель машины, который должен работать вне зависимости от водителя.

Ведь помните, как мы ездили на лохматых "Жигулях"? Каждый водитель знал секреты своей машины. Одной в мороз надо было так при зажигании так на газ надавить, другой — этак. Получше всяких противоугонных хитростей.

Ситуация в Луге — это слепок с картины, которая существует по всей России. Кущевки ведь происходят не из-за бандитов, а из-за того, что местные власти распоясались. Именно поэтому оттягивать полномочия у муниципалов надо. Я начал, хотя мало кто верил в это. Просто я начал одним из первых и, очевидно, что сам себе создал проблемы.

Но это моя стратегическая позиция, и с этого пути мы не свернем. Более того: будем продвигать наше видение ситуации в другие субъекты. Мы уже сегодня проговариваем вопросы, готовим законодательную инициативу по изменению целого ряда федеральных законов, и основной среди них — закон о местном самоуправлении.

Мы поддержим местное самоуправление, опираясь на районы.

Ведь это решение назрело".

Запись расшифровывал около 23-00 14 октября Евгений Вышенков, 47News