Дорожный ремонт в Ленобласти возвращается в схему понятийных отношений. Крупным строительным компаниям позволят распределить между собой районы и миллиардные подряды. Схема работы будет похожа на Чемпионат России по футболу.
Приход зимы ознаменуется для Ленинградской области серией дорожных работ. Комитет по дорожному хозяйству объявил конкурсы на ремонт региональных дорог в 15-ти районах. Из областной казны будет потрачено 3 миллиарда 782 миллиона рублей, на что будет отремонтировано 520 километров дорог.
Исходя из тендерной документации и при условии проведения конкурса как такового, контракт будет заключен в первой половине ноября. С этого момента катки и самосвалы должны чередой выстроится возле ям и колдобин, чтобы в стужу и мороз класть новый асфальт на старые проблемы. Срок исполнения — 25 августа 2014 года.
Это уже второй многомиллиардный конкурс на ремонт областных дорог за последний год. Первый начался с приходом весеннего солнца, но техника на объекты выехала уже после окончания белых ночей. Как писал 47News, опубликование тендерной документации ознаменовалось скандалом. Ряд компаний, в частности, ООО "ЭкоСтой", ООО "АДМ", ООО "АДК "Резерв" завалили антимонопольщиков жалобами на нарушения, что автоматически оттянуло время проведения аукциона. В результате практически все конкурсы, объявленные в начале апреля, были закончены в июле-августе, а некоторые и в сентябре.
Представители компаний, подававших жалобы, практически в открытую настаивали на демарше. Их не устраивал классический способ подведения итогов конкурса, точнее, то, что победители по сути серьезны, становятся известны заранее.
Уверенности в том, что нынешний конкурс пройдёт на исключительной и безжалобной основе, у областных властей нет. Равно как у жителей районов в том, что они увидят хотя бы к лету залатанные дыры на трассах. В случае же прохождения аукционов вовремя, закатка асфальта вперемешку со снегом к отличному результату приведёт едва ли.
За этими фактами последует череда объяснений и переживаний. Население начнёт строчить жалобы в проверенные инстанции, вроде администрации президента. Комитет финансов будет указывать комитету по дорожному хозяйству на то, что надо перераспределить неизрасходованные средства на будущий год, а заодно и снизить финансирование отрасли. Губернатор будет ставить перед подчинёнными два исконно русских вопроса, наличие ответа на которые не будет иметь никакого значения.
В лучшие условия будет поставлена прокуратура. Объяснять гражданам, почему деньги есть, а дорог нет, можно будет одной фразой: "всё по закону".
Всё ведь действительно происходит по закону.
Только коллапс происходит в тот момент, когда мир, привыкший жить на договорённостях, пытаются перевести на жизнь по запутанным нормативно-правовым актам.
Это тот мир, в котором механизм договорных отношений позволяет добиваться взаимовыгодных бонусов. Взять к примеру благотворительные аукционы, в которых участвует бизнес и полит-истеблишмент. Не является секретом для определённого круга людей мотив, ради которых они проводятся.
Была, например, у губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко проблема, где найти миллионы рублей для покупки оборудования в детскую больницу. Искать в своём бюджете процедурно сложно, в федеральном — долго. Легче позвонить крупному строителю, который, скажем, занимается перекладкой плитки. Он может быть настолько большим любителем картины, вышедшей из-под кисти того же губернатора (и написанной минут за 20), что отдаст на аукционе за неё те самые искомые средства. Строитель вешал картину в офисе, имея все основания надеяться, что перекладывать ближайшим летом плитку на Невском будет именно его компания.
Аналогично иногда подходил к проблеме Валерий Сердюков. Он, к примеру, решал более частные вопросы — как обеспечить новогодний банкет для членов областного правительства, если на это не хочется тратить деньги из бюджета. Банкет оплачивали бизнесмены, входящие в торгово-промышленную палату.
Ментально чиновникам легче общаться с бизнесом на таком языке. Как и в любой системе координат, им удобней общаться не с теми, у кого есть в наличии идеальная документация, а с теми, чья компания понятна и стабильна. Кого, в случае экстренной необходимости, можно попросить построить подъезд к деревне или отремонтировать стадион. Если действовать по закону, нужно платить через бухгалтерию с предварительными согласованиями, проектной документацией и тендерами.
Не интересно увидеть в результате правильного аукциона подрядчика, о котором в строительном мире никто не знает. Как получилось недавно в Санкт-Петербурге, когда конкурс на ремонт улицы Савушкина выиграла никому не известное ЗАО "Синтез".
По данным 47News, эта мысль всерьёз обсуждается в правительстве Ленобласти на совещаниях с участием Александра Дрозденко. Как рассказал один из собеседников корреспондента 47News, идёт разговор о том, чтобы решить проблему кардинально: заранее разделить область на сферы влияния так, чтобы все районы были закреплены за крупным бизнесом.
По неофициальной информации, компании "ЭСКО" логично взять Волосовский, Лужский, Кингисеппский, Сланцевский районы. Компании "АБЗ-Дорстрой" - Волховский, Тихвинский и Киришский районы, а также Ломоносовский и Гатчинский (в данных случаях значением являются территориальное расположение материально-технических баз игроков). Фирма "Вега-2000" может заняться ремонтом дорог в Лодейнопольском, Бокситогорском, Подпорожском районах (здесь логика обусловлена историей работ компании).
Вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв заявил корреспонденту 47News, что регион заинтересован в сильных подрядчиках. "Есть определённый запрос на то, чтобы к ремонту допускать только сильные компании. Конкуренция в этом бизнесе высокая. Знаете, бизнес этот противный, с этой точки зрения. Но работать можно только с точки зрения закона, никого ограничивать не будем", - сказал Георгий Богачёв
По его словам, в скором времени процедура проведения конкурсов будет похожа на систему Чемпионата России футболу. В том плане, что конкурсы будут объявляться осенью, а реализовываться контракты будут весной. "Это приведёт к тому, что в холодное время года ремонтные работы проводиться не будут, они начнутся только весной. За это время мы как раз сможем пройти все спорные процедуры", - надеется Богачёв.
Юридически эта идея оформлена скорей всего никак не будет, потому что в рамках закона такой схемы существовать трудно. Реализация будет возложена на сами компании - им надо будет договориться между собой.
Борьбы за весь рынок не предвидится, ведь ни одна из этих фирм не сможет физически претендовать на все подряды. Закрепление же ответственных за каждым районом станет компромиссом.
Новой для Ленобласти эта схема не будет. Есть же, в конце концов, Киришский район с его неформальным лидером Сомовым.
Справка
В Бокситогорском районе дороги подлатают всего на 194 миллионов 555 тысяч рублей на участках: Дыми – Бор – Колбеки – Бочево (с 23,5 по 34,2 км), Заголодно - Ефимовский — Радогощь (с 7,9 по 12,1 км), Большой Двор – Пакшеево - Самойлово (с 20 по 41,1 км), Красная речка - Турандино (с 14 по 15 км).
В Волховском районе планируют потратит 298 миллионов 687 тысяч рублей на участки дорог: Зуево - Новая Ладога (с 7,1 по 85 км), Ст.Ладога - Местовка (0 по 2 км), Алексино -Сясьстрой (с 5,4 по 11,9 км), подъезд к дер. Куколь (с 2 по 4,4 км), Зуево - Новая Ладога (с 121 по 121,8 км и с 85 по 93,7 км), Ст.Ладога — Местовка (с 2 по 4,7 км).
Дороги Волосовского района отремонтируют за 250 миллионов 794 тысяч рублей, дорожные работы будут вестись на участках: Гатчина — Ополье (с 24,4 по 28,3 и 39,2 по 41,7 км и с 49,9 по 53,2 км), Рогатино - Красная Горка ( с 0 по 0,5 км и с 0,8 по 3 км), Толмачево — "Нарва" (с 77,5 по 77,9 км и с 104,4 по 106,9 км и с 87,1 и 87,9 км), Каськово — Модолицы (с 0 по 4,8 км), Рогатино - Красная Горка (с 3 по 8,4 км).
Во Всеволожском районе на ремонт дорог потратят 171 миллионов 997 тысяч, выделяемых из регионального бюджета, обновят участки, Санкт-Петербург - завод им. Свердлова — Всеволожск (с 33,5 по 40,7 км), Колтуши – Бор – Коркино (с 0 по 4,1 км).
Самые масштабные дорожные работы пройдут в Выборгском районе, на них выделяется 1 миллиард 21 миллион рублей. Отремонтируют участки: Выборг - Смирново (с 0 по 4,3 км), Огоньки – Стрельцово - Толоконниково (с 29,2 по 68,5 км), подъезд дер. Староселье (с 0 по 3,6 км), подъезд к Ляйпясоу (с 0 по 2,3 км), подъезд к г. Зеленогорску (с 7 по 7,9 км), Рощино - Цвелодубово (с 6 по 12,4 км), Рощино - Цвелодубово (с 0 по 6 км), Высокое — Синицыно (с 21,6 по 31 км), Огоньки - Стрельцово - Толоконниково (с 1,5 по 8,2 км), Молодежное - Верхнее Черкасово (с 4,7 по 32 км), Высокое — Синицыно (с 31 по 41,8 км).
Дороги в Тихвинском районе подлатают за 242 миллиона 389 тысяч рублей, на участках: Паша – Часовенская - Кайвакса ( 95,1 по 98,3 км), Паша – Часовенская - Кайвакса (с 56,7 по 61 км), Лодейное Поле - Тихвин – Будогощь (с 152,3 по 158,5 км),Паша – Часовенская -Кайвакса ( с 61 по 69,9 км).
В Гатчинском районе будут веститсь дорожные работы на сумму 198 миллионов 248 тысяч, на участках: Кемполово – Выра – Тосно - Шапки (с 79 по 80 км), Подъезд к д. Ольховец, (с 0 по 0,7 км), Кемполово – Выра – Тосно – Шапки (с 48 по 51 км), Пустошка – Вырица (с 3 по 6,9 км), Жабино – Реполка ( с 0 по 4,3 км), Пустошка – Вырица (с 0 по 3 км), также проведут реконструкцию автомобильной дороги "Красное Село – Гатчина - Павловск" на участке (с 19,7 по 23 км) в Гатчинском районе.
На дороги Кингисеппского района из бюджета выделят 424 миллиона 62 тысячи рублей, ремонт на участках: Псков - Гдов - Сланцы – Кингисепп – Краколье (с 246 по 247 км и с 256 по 257 км), Лужицы – 1 Мая (с 58 по 68 км), Псков - Гдов - Сланцы – Кингисепп-Краколье (с 199,2 по 216,3 км), Остров-Струппово (с 0 по 7 км).
В Киришском районе на дороги потратят всего 52 миллиона 260 тысяч рублей, отремонтируют: подъезд к городу Кириши (с 0 по 1,2 км), Кириши – Будогощь - Смолино (с 0 по 4 км).
Кировский район починит дороги на 59 миллионов 903 тысячи рублей, отремонтируют участки: Лаврово – Шум - Ратница (с 0 по 7,5 км), Войпала – Сирокасска – Васильково -Горная Шальдиха (с о по 7 км), подъезд к Синявино-2 (с 0 по 1,4 км), подъезд к Войтолово (с 0 по 1,2 км).
В Лодейнопольском районе на дороги потратят 29 миллионов 359 тысяч, по проектам ремонт пройдет на участках: Люговичи - Акулова Гора- Яровщина (с 16 по 17,9 км), Лодейное Поле - Тихвин — Будогощь (с 56,5 по 57,3 км), Явшеницы – Хмелезеро -Пашозеро (с 0 по 0,2 км), Тервеничи - Ребовичи (с 0 по 1,3 км).
На дороги Ломоносовского района из казны выделяют 299 миллионов 792 тысячи, на участках: Новый Петергоф – Низино – Сашино (с 4,2 по 4,9 км), Петродворец – Кейкино (с 61 по 64 км), подъезд к птицефабрике "Русско-Высоцкая"от авт. Анташи - Ропша –Красное Село (с 0 по 3,4 км), Лопухинка – Горки - Шелково (с 0 по 6 км), Стрельна –Пески - Яльгелево (с 8,3 по 9,9 км), Низковицы – Переярово - Кипень (с 8,3 по 13,1 км), Петродворец – Кейкино (с 64 по 71,1 км).
Дороги Лужского района отремонтируют на 78 миллионов 977 тысяч Красный Маяк - Пехенец - Киевское шоссе (с 29,1 по 33 км), Ретюнь-Волошово-Сара Гора (с 57 по 71 км), Подъезд к ст. Низовская (с 0 по 4 км).
Подпорожский район починит дороги на 156 миллионов 592 тысяч, на участках: подъезд к ст. Подпорожье (с 0 по 4 км), Подпорожье - Хевроньино- Бухова Гора - ст.Токари- Курпово (с 27 по 63 км).
В Приозерском районе дороги подлатают за 154 миллиона 166 тысяч рублей. Работы проведут на участках: Комсомольское-Приозерск (с74,4 по 77,6 км), Орехово – Сосново –Кривко - Петяярви (с1,8 по 13,7 км).
Дороги Сланцевского района починят на 149 миллионов 462 тысяч, работы будут на участках: Попкова - Гора — Казино (с 7 по 11,4 км), Сланцы- Втроя (с 0 по 1,1 км и с 17 по 22,3 км, и с 23,6 по 28,3 км).
Юлия Гильмшина,
47News