Впервые за годы ловли коррупционеров экономические полицейские ставят вопрос о морали. Четверть века дружбы между двумя военными не помешали ныне сенатору сдать в тюрьму ныне чиновника. Драматургия не заканчивается предательством. В финале супруга одного из мужчин мертва.

Руководитель департамента Счетной палаты (СП) по расходам на науку, культуру, спорт, образование и СМИ Александр Михайлик 25 сентября был арестован по подозрению в получении взятки. По сообщениям СМИ, посредником в передаче денег выступил его давний друг, член Совета Федерации, сенатор от Новгородской области Александр Коровников. По некоторым данным, в этот день пришёл конец 25-летней дружбе.

СМЕРТЬ ЗА ЧЕМПИОНАТ

События, за исключением финала, развивались по классической схеме. Сенатор Александр Коровников должен был передать чиновнику Александру Михайлику 3 миллиона рублей. Целью взятки было инициирование проверки ФГУП "Спорт-инжиниринг". Заказало проверку некое ООО "Лаарди", которое "Спорт-инжиниринг" не допустило к строительству объектов чемпионата мира по футболу 2018 года. Деньги в размере 5 миллионов рублей сенатор получил от "решальщика" Сергея Закусило, при этом 2 миллиона рублей было долей Коровникова.

Деньги сенатор передал чиновнику 25 сентября в 20:00. В тот же момент Михайлик был задержан оперативниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по городу Москва.

Жена Михайлика до этого всю ночь искала супруга, обзванивая все больницы и морги — вечером он сказал, что вернётся через 10 минут. После того, как утром следователь сообщил об аресте мужа, она покончила с собой. Суд не разрешил арестованному чиновнику проститься с женой.

Сенатор объяснил СМИ, что не дружил с чиновником СП и всего лишь помогал оперативникам.

И Александр Михайлик и Александр Коровников в прошлом профессиональные военные. Первый генерал-майор запаса, второй полковник.

НЕДРУЖЕЛЮБНЫЙ ЗАКОН

История, кажущаяся обыденной на фоне антикорупционной компании, стала предметом для обсуждения. Причем не только для обычных граждан, но и для стойкой к сантиментам правоохранительной среде.

Мнения полицейских разделились. Часть считает, что коррупционера нужно ловить, использую все возможные способы. Моральные они или нет — не имеет никакого значения, поскольку в законе ничего об этом не сказано. Другие указывают на то, что миссия правоохранителей — подавать пример. И в этом случае, вышеописанное допускает сдать в полицию всех родственников в случае. если они нарушают законодательство.

По всей видимости, причина самоубийства жены Михайлика связана не только с предсказуемыми последствиями обвинения мужа, но и с осозанием предательства близкого человека. Получается, косвенно на смерть женщины повлияло решение взять в разработку друга подозреваемого.

Помощница сенатора Александра Коровникова Наталья Заславская прокомментировала корреспонденту 47News журналистские предположения о дружбе двух мужчин так: "Они были только лишь знакомыми. Работали семь лет вместе в Счетной палате, потом Александр Коровников до 2011 года работал в комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой". На вопрос корреспондента 47News, знали ли мужчины друг друга ранее, помощник ответить затруднилась, несмотря на то, что сама работает с Коровниковым более 10 лет.

Адвокат Александра Михайлика сообщил корреспонденту 47News, что тот сейчас находится в изоляторе: "Суд отказался отпустить гражданина руководствуясь, тем, что тот может повлиять на свидетелей. Отпустить его на похороны жены судья отказался".

СДАВАТЬ ИЛИ НЕ СДАВАТЬ

47News представил гипотетическую ситуацию, в которой государственные чины Ленинградской области могли бы представить себя на месте главы экономической полиции, который принимает решение о проведении операции с финалом "друг сдает друга". Мы задали респондентам вопрос, какое бы они приняли решение, оказавшись в выше описанной истории.

Сенатор от правительства Ленобласти Игорь Фомин: "Это серьёзный этический вопрос, а не законодательный. Вообще, если бы у меня был подобный выбор, я бы увидел двойной заговор. Есть человек, который готов подставить своего друга. Почему он не подставит меня? Доверять таким нельзя и спецоперацию я бы не разрешил".

Депутат Государственной Думы от КПРФ Вадим Потомский: "Полицейские как доктора, им все равно, друзья или не друзья перед ними. Есть информация и есть работа. Но в данном конкретном случае наверняка была своя игра и не от хорошей жизни, и уж точно не от патриотизма сенатор пошёл на такой шаг. Но лично я считаю, что нельзя делать таких вещей. Не мужской поступок".

Вице-губернатор по строительству Георгий Богачев: "Я бы на месте правоохранительных органов поступил бы также. Как еще? Для разоблачения коррупционеров любые средства хороши. Все должны бояться, и не только друг друга, но и собственной тени. Это единственный способ борьбы с коррупцией. Знаете, если человек берёт взятки, то он априори аморален и совершает грех. Раз так, то будь готов, что и в отношении тебя поступят аморально".

Вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский отказался от комментариев. Из разговора с ним корреспондент понял, что решать дилемму, как относиться к друзьям и врагам, Пахомовскому приходится ежедневно.

Лидер фракции ЛДПР в областном ЗакСе Андрей Лебедев: "Полицейский не может решать, изобличать коррупционера или нет. Он представитель власти и после поступления сигнала обязан проводить операцию, иначе станет пособником. Другой вопрос, что когда в деле замешаны большие деньги, многие друзья прекращают быть друзьями".

Резюмировал историю петербургский краевед, писатель, журналист Лев Лурье: "Подавляющее число преступлений совершается в близком кругу. Коррупция во все времена держалась на дружбе и родственных связях. В этом случае закон вступает в противоречие с понятийным правом. А у полицейских выхода нет. Приходится колоть либо отца, либо сына. Боюсь, что если полицейские перестанут использовать этот способ, то вообще не смогут ловить коррупционеров. Жеглов и Шарапов выбрали бы однозначно и не раздумывая. В целом же история стандартная — в России так сложилось, дружат всегда против государства. И, к сожалению, только на таких трагических примерах ворующий чиновник научается бояться".

В заключении Лурье ответил на вопрос 47News о возможности доносить на родственников: "Если бы я узнал, что моя жена берет взятки, то никогда бы не стал на неё доносить, а просто развелся бы".

Юлия Гильмшина, Виктор Смирнов

47News