Жителей Ленобласти становится меньше, и если дело пойдёт нынешними темпами, к 2030 году население сократится почти на пятую часть. Власти региона, естественно, знают о низкой рождаемости. На фоне успехов в экономике у них это вызывает раздражение.
Как известно, во всевозможных статистических рейтингах Ленинградская область занимает лидирующие позиции. К примеру, в данных Росстата регион выходит в лидеры по объёмам инвестиций в основной капитал и по объёмам промышленного производства. Ещё недавно с трибун при любом отчёте произносилось важное словосочетание "динамично развивающийся регион".
Это теория
Последние четыре года по показателю "общий коэффициент рождаемости" Ленобласть занимает последние строчки. К примеру, по данным за первое полугодие 2012 года, этот коэффициент составлял 8,9 на 1000 человек населения, что являлось худшим показателем по стране. В 2010 и 2011 годах ситуация была такой же.
Это жизнь
На разночтение между первым и вторым обратил внимание в четверг, 25 июля, на заседании правительства губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Справедливости ради стоит заметить, что этот нюанс упрямо не замечало предыдущее руководство региона и настаивало на том, что демографическая ситуация стабильна и оттого хороша.
По данным Дрозденко, за шесть месяцев 2013 года показатель общей смертности увеличился на 1,8% (748 на 100 тысяч населения). Умерло 13 тысяч 4 человека. Рождаемость же, напротив, снизилась и составила 4,26 на 1000 населения. Всего родилось 7 тысяч 496 человек. Показатель младенческой смертности увеличился на 11,5% и составил 6,63 на 1000 живорожденных.
"Я не понимаю, почему так происходит. У нас рост доходов населения, а рождаемость снижается. Нет объективных причин к тому, чтобы это происходило. С нас будут за это спрашивать в правительстве России, у нас одни из худших показателей", - отметил он сначала спокойно.
"Сейчас мне будут рассказывать про то, что смерти регистрируются в садоводствах, про то, что в Ленобласти похороны дешевле и умирать приезжают сюда. И про сердечно-сосудистые заболевания. Только вот этой лирики мне не надо, оставьте это для чего-нибудь другого", - уже с резкостью в голосе потребовал он.
Из доклада главы комитета по здравоохранению Арчила Лобжанидзе следовало, что при худших раскладах показатель естественной убыли населения к 2030 году составит "-16,9%". Получается, что от 1,7 миллиона человек к этому времени останется 1,4 миллиона.
В основном, как и ожидал услышать губернатор, умирают от болезней системы кровообращения — это причина в 58,5% случаях. Второе место занимают новообразования — 15%, третье — внешние причины, под которыми подразумеваются, к примеру, дорожно-транспортные происшествия.
Председатель комздрава то и дело упоминал о том, что Ленобласть вместе с Россией глобально отстаёт в медицинском плане от Европы и Соединённых Штатов. Для того же, чтобы улучшить ситуацию в здравоохранении, нужно, по мысли Лобжанидзе, проводить поголовную диспансеризацию, строить травмоцентры, чтобы пострадавшим в ДТП помощь оказывалась быстро, модернизировать оборудование и много чего ещё.
"Мы можем выявить факторы риска, в том числе скрытые. Но скорректировать мы их можем только, если человек хочет этого сам", - напутствовала надпись на одном из слайдов.
Несмотря на то, что всё сказанное подходило под определение лирики, Дрозденко спорить с выступающим не стал. "Меньше слов и больше фактов надо", - лишь напутствовал он Лобжанидзе.
Губернатор упомянул об имеющейся у него статистике по демографии районов и привёл пару примеров. Вряд ли губернатору приятны данные, содержащиеся в ведомостях районных ЗАГСов, но, тем не менее, он откликнулся на просьбу журналиста 47News предоставить копии ведомостей.
Редакция 47News заметила в таблицах ещё одно несоответствие.
Существует пять районов, которые исторически принято относить к благополучным по всем параметрам: Выборгский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, Приозерский. Благополучие не отразилось на показателях рождаемости и смертности.
Судя по процентному соотношению данных о рождаемости, наибольший прирост, по сравнению с прошлым годом, произошёл в другом направлении: Сланцевском ( 16,4%), Подпорожском ( 7,1%), Лужском ( 6,1%), Тосненском ( 5,6%), Всеволожском ( 3,3%). Смертность больше всего в следующих районах: Подпорожский ( 13,2%), Тихвинский ( 10%), Выборгский ( 9,4%), Кингисеппский ( 8,8%), Приозерский (8,5%).
Местные власти сослались на внешние факторы. Глава администрации Кингисеппского района Виктор Гешеле заметил, что к нему на территорию приезжают люди пожилые, и из-за этого статистика даёт, естественно, высокие показатели. Глава администрации Выборгского района заметил, что рядом с ним проходят федеральные трассы, и погибших регистрируют в районе, оттого смертность тоже увеличивается.
Глава администрации Подпорожского района Пётр Левин сослался на проблему алкоголизма.
Помимо рождаемости и смертности губернатор обеспокоился и проблемой разводов. Судя по его его данным, брачных союзов в регионе практически не прибавляется: за первое полугодие поженились 4 081 человек, а развелись 3 945 человек.
Помимо социально-медицинских факторов, за часовое обсуждение проблемы низкой демографии ни члены правительства, ни главы администраций не упомянули о том, что низкая рождаемость зависит напрямую от состояния экономики в регионе. Вряд ли можно надеяться на продолжение рода, если молодёжь уезжает из Ленобласти в соседний Петербург на заработки. Не стоит забывать и о жилищном вопросе, отсутствии мест в детских садах, угрозах сокращения на предприятии и низкой заработной плате в сельской местности.
Возможно, всё проще - любые инвестиции окупаются лишь в перспективе, и судить о состоянии дел по большим цифрам не стоит.
Юлия Гильмшина,
47News