Специалисты туристического бизнеса считают, что скоро три туристические L – Landscape-Lore-Leisure (пейзаж, знания, досуг) – составят серьезную конкуренцию трем избитым S – Sun-Sea-Sand (солнце, море, песок). В странах Западной Европы сельский туризм переживает расцвет с 1990-х годов, пишет газета «Эксперт». Мода на деревенский отдых быстро распространяется и по Восточной Европе. Так, сельский туризм становится все популярнее в Болгарии, где 60% населения связано с сельским хозяйством. Создаются туристические фермы и в странах Балтии. Сдающиеся в посуточную аренду коттеджи финского типа впервые появились в Ленинградской области в конце 1990-х (правда, на 70-80% дороже, чем в Финляндии), а теперь плодятся целыми поселками, в пределах 5-130 км от Петербурга их уже более 50. Так называемые туристские сельские дома в деревнях Ленобласти начали открываться где-то в 2002 году.


Сегодня в Ленобласти действует около 100 гостевых домиков, и количество желающих заняться этим видом бизнеса постоянно увеличивается. Наиболее активно сельский туризм развивается в Выборгском, Гатчинском, Лодейнопольском, Подпорожском, Приозерском и Тихвинском районах области. Специалисты туристического бизнеса отмечают, что у сельских жителей наконец-то появилась мотивация к такого рода предпринимательству. «Удачный опыт приносит свои плоды – наблюдая, как сосед начинает зарабатывать на новом деле, остальные деревенские жители тоже потихоньку подключаются», – констатирует начальник отдела туризма Комитета по делам молодежи, физической культуре и туризму (КФКСТ) правительства Ленобласти Татьяна Гаврилова.

Помимо размещения гостей хозяева сельских домиков начинают придумывать туристические маршруты – от простых пеших прогулок с пикниками до обзорных экскурсий к памятникам истории. Берутся местные жители и за проведение мастер-классов. Так, в доме русского народного творчества «Свояси» в деревне Новоселье Сланцевского района туристов учат делать из соломы обереги домашнего очага. Быстро подключается к процессу обслуживания туристов сельская молодежь. По словам ведущего специалиста Комитета по физкультуре, спорту, туризму и молодежной политике администрации Гатчинского муниципального района Дмитрия Кузьмина, «развитие сельского туризма оказывает воздействие на многие отрасли экономики – торговлю, транспорт, строительство, но в первую очередь на сельское хозяйство. Это вклад в социально-экономическое развитие села, от прямых налоговых платежей за проданный турпродукт до косвенных отчислений смежных секторов экономики. Плюс новые рабочие места, приток инвестиций, развитие инфраструктуры».


Для продвижения сельскому туризму Ленобласти остро не хватает организационного начала, которое позволило бы объединить энтузиастов, содействовать становлению этого бизнеса. К примеру, в соседней Карелии создана ассоциация «Усадьба», объединяющая около 70 индивидуальных предпринимателей – владельцев домов. По словам главы «Усадьбы» Юрия Наумова, несмотря на то что сельский туризм никто специально не продвигает, спрос на него постоянно растет. Наумов считает, что смысл в рекламе единого сельского турпродукта Карелии появится только тогда, когда число гостевых домов вырастет до четырех сотен. Впрочем, в администрации Ленинградской области к маркетингу и продвижению сельского туризма относятся по-другому. «Для развития сельского туризма нужно делать три вещи: продвигать, продвигать и еще раз продвигать», – убеждена Татьяна Гаврилова.