Когда осенью 2012 года председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер принимал решение участвовать в строительстве Храма Великого князя Александра Невского в Кировском районе Ленобласти, он не предполагал, насколько часто потом его фамилию местные жители и чиновники будут произносить вслух.
История насчитывает два ключевых момента. Первый упирается в дачное самоуправление. В 2010 году члены садоводческого некоммерческого союза "Союз Славянка" поняли, что в вопросе обеспечения результатами цивилизации могут рассчитывать только на себя. Владельцы садоводческих участков, которых насчитывается около 7500, на свои деньги начали строить линии электропередач, подстанцию и подъездную автомобильную дорогу к садоводческому массиву.
Дорога от 13 километра федеральной трассы А-120 "Магистральная" до железнодорожной станции Апраксин протяжённостью в 12,8 километров обошлась дачникам в 22,5 миллиона рублей. На эти деньги удалось асфальтировать 5,2 километра, грунтовой осталось 7,6 километров. О том, сколько споров, трудов, бумажной и строительной волокиты было вокруг этой инициативы, 47News уточнять не стал.
Второй ключевой момент относится к осени 2012 году, когда "Благотворительный фонд содействия строительству храма в поселке Апраксин" руками подрядчика приступил к строительству фундамента (что вытекает из названия организации) храма в посёлке Апраксин Кировского района. В состав комплекса должен войти храм на 100-150 человек и двухэтажный церковный дом.
В начале июня 2013 года на закладке камня в основании храма присутствовал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Тогда он раскрыл интригу, кто именно оплачивает строительство храма: "Я благодарен всем за поддержку и, прежде всего, компании Газпром".
Для местных жителей и чиновников в этой фразе, конечно, не было откровения. Будущую постройку они связывают исключительно с именем председателя правления ОАО "Газпром" Алексея Миллера. Несмотря на то, что официально к храму "Газпром" отношения не имеет, кировская молва создала мифологию: дескать, недалеко от посёлка Апраксин проживает один из родственников Алексея Миллера, а лично у него местность прочно ассоциируется с детством.
Два мира пересеклись в тот момент, когда тяжеловозы со строительными материалами для возведения храма начали ездить по дороге, построенной дачниками.
Итог наложения ничем непримечательных самих по себе историй был предсказуем, но внезапен. Плод дачного самоуправления был мгновенно разрушен. Местные форумы, например, "Апраксин CITY”, пестрят экспрессивными описаниями того, во что превратилась трасса.
Вот некоторые из них:
"... мне сказали, у озера грузовик провалился под асфальт. А вчера Ниву вытаскивали, тоже провалилась. Пока они построят храм, мы убьём свои машины";
"В нескольких местах сквозь асфальт неоднократно проваливались грузовые автомашины, даже такие легкие, как "Газель". Увязали и повреждались легковые. Для продолжения работ сами строители были вынуждены перекрыть часть провалов железобетонными плитами";
О восстановлении нашего асфальта нет и речи. По грубой прикидке, на останки асфальта высыпано порядка тысячи тонн гранитного отсева самой мелкой фракции. Вся эта пыль висит в воздухе, не оседая, от машины до машины";
"В эту субботу ездили на дачу, были в ужасе, что сотворили с дорогой! Как раз от самых плит мы помяли и поцарапали себе на машине пороги! Мужчина на Мерседесе, ехавший нам навстречу, потерял там глушак! А в том году с каждого участка собирали на эту дорогу по 10 000 рублей и что?".
По данным 47News, муниципальные и региональные власти в курсе сложившейся ситуации, и начертили планы, как привести дорогу в нормативное состояние. Правда, удастся это только к июню 2014 года, когда храм будет полностью достроен — до этого момента ремонтные работы начинать бессмысленно.
"Сейчас дорога не числится ни у кого на балансе. Но она находится в черте Мгинского поселения и является межпоселенческой. Мы планируем оформить дорогу, получить технический паспорт на неё, пройти бюрократические процедуры, оформить в районную собственность. После этого мы обратимся в районный бюджет за субсидиями на ремонт. Понятно, что раньше дорога была не предназначена для проезда грузовой техники, потому ремонт должен быть капитальным", - прокомментировал и.о. главы администрации Кировского района Юрий Ефимов.
В комитете по дорожному хозяйству корреспонденту 47News назвали цифры, во сколько обойдётся приведение дороги в нормативное состояние: "Работ по текущему ремонту там недостаточно, необходимо восстановление основания. Ориентировочная стоимость работ по капитальному ремонту может составить около 70 миллионов рублей".
Вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, который, как известно, оппозиционно настроен ко всем большегрузам, также пообещал корреспонденту 47News, что дорога будет отремонтирована. "Угробили дорогу", - кратко и грустно описал он положение дел.
Проблема разбитых от большегрузов дорог для Ленинградской области не то что не нова, а, скорее, обыденна. Сложности этой частной истории добавляет масштаб спонсора.
В разговорах о храме в посёлке Апраксин с корреспондентом 47News собеседники, первым делом, упоминают фамилию Алексея Миллера, а уже потом вспоминают детали.
При этом детали в истории оказались ключевыми. Строители, благотворительный фонд или другие ответственные лица сделали упор на главное, но не обратили внимания на второстепенное. Скорее всего, они не учли, что при возведении любого объекта нужно продумать, как будет подводиться к объекту электричество, как работает канализация, и по какой дороге будут идти стройматериалы.
В итоге руководитель газовой монополии стал заложником эксцесса исполнителя.
Юлия Гильмшина,
47News