В ближайшие дни на Ладогу отправится экспедиция Зеленого Креста и Общественного Совета Росатома. В её задачи входит осмотреть острова, где проводились испытания ядерного оружия, и измерить радиационный фон как на почве, так и у крышек временных бетонных хранилищ ядерных отходов.
По данным экологов, военные СССР, США, Китая, Англии и Франции проводили взрывы ядерных бомб в воздухе, на суше, на воде, под водой и в космосе. Было взорвано более двух тысяч зарядов различной мощности. Советский Союз, кроме этого, взорвал практически на всей своей территории около 200 атомных бомб в мирных целях – для создания подземных пустот, поворота рек и прочее. В результате в окружающую среду было выброшено цезия-137 в сто раз больше, чем от чернобыльской катастрофы, и различных изотопов плутония в 1000 раз больше, чем от аварии на ЧАЭС. Собственно, родившиеся в конце 50-х – начале 60-х угодили под настоящую ядерную бомбардировку.
Как сообщили 47News в пресс-службе Северо-Западного Зеленого Креста, последствия атомных взрывов будет ощущаться ещё примерно три десятилетия. Разумеется, с каждым годом эхо "холодной войны" слабеет. К тому же появились возможности провести уборку ранее накопленного радиоактивного мусора. Так, недавно завершилась дезактивация радиационного следа на месте испытаний радиологического оружия на Шкиперском протоке в Санкт-Петербурге. На очереди – очистка от радиации форта Ино.
Но сейчас на повестке дня - острова на северо-западе Ладоги. Здесь в 50-х годах проходили испытания "грязной бомбы", заражающей всё вокруг радионуклидами. Это было очень дешёвое и очень страшное оружие.
Как рассказывают экологи, на трофейном немецком эсминце размещали клетки с подопытными кроликами и собаками. Затем люди в защитных костюмах с великими предосторожностями доставали из свинцового ящика стеклянную ёмкость, заполненную маслянистой основой, содержащей радионуклиды – очевидно, стронция и плутония. Колба присоединялась к обыкновенной морской мине. Мина взрывалась, масляная взвесь подхватывалась взрывом, разносилась ветром, оседала на подопытный корабль и ладожскую воду, накрывая площадь в два-три квадратных километра. Затем к месту взрыва устремлялись гребные лодки. Матросам защитные костюмы не выдавали, а исследователи в костюмах химзащиты, тоже слабо помогающих от радиации, собирали клетки с "живыми образцами" и отвозили в лаборатории. Что происходило там, никто пока не рассказал. Возможно, уже и очевидцев этих опытов нет в живых.
В начале 90-х эсминец наконец-то вывезли с Ладоги и дезактивировали на специальных производствах Белого моря. Радиоактивный мусор собрали и загрузили в штольни – бывшие финские укрепления. Двери забетонировали.
Ладожскую воду регулярно проверяют "на радиацию" и ничего опасного не обнаруживают. Но мириться с тоннами радиоактивного мусора на островах озера, используемого для питьевого водоснабжения, невозможно. Штольни надо вскрыть, а всё, что хранится там – перезахоронить в хранилище постоянного типа, которое ещё предстоит построить.
Проект экспедиции Северо-Западного Зеленого Креста поддержал своим грантом Общественный Совет Госкорпорации "Росатом".
По плану экспедиция должна завершиться в первой декаде июля.