Муниципалитеты испытывают недостаток квартир для малоимущих. Источником которых могли бы стать квартиры людей, у которых нет наследников. Было бы странно, если бы этому не препятствовали "черные", "серые" и "белые" риэлторы.

В редакцию 47News обратилась жительница Ломоносовского района Ленинградской области, которая попала в правовую коллизию. Она просит признать выморочным имуществом дом в котором проживает около десяти лет без оформления прав владения. Благодаря ничтожному событию, редакция 47News увидела насколько часто недвижимость такого рода фигурирует в спорах и какова проблематика его распределения.

Напомним, что Гражданский кодекс, в своей новой редакции, ввел такое некогда "забытое" в советском Гражданском кодексе понятие, как "выморочное имущество". Статья 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет условия возникновение выморочного имущества при соблюдении следующих параметров: отсутствие наследников и по закону, и по завещанию, либо когда никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Указанный федеральный закон установил, что такое выморочное имущество, как жилое помещение, переходит в порядке наследования по закону в собственность того муниципального образования, на территории которого указанное жилое помещение расположено. В связи с тем что Жилищным кодексом РФ на муниципальное образование возложена обязанность по решению вопроса об обеспечении малоимущих граждан жильем, принятые изменения логичны и рациональны. Напомним, что ранее имущество переходило в собственность Российской Федерации.

Редакция 47News обратилась к главам муниципальных образований с запросом насколько часто им приходится сталкиваться с выморочным имуществом и каков механизм распределения этого жилья.

Например, администрация Тихвинского района Ленобласти сообщила, что за период 2011-2012 годов к муниципальному образованию отошло всего 6 квартир, которые были распределены нуждающимся семьям на основании договоров социального найма. А в Гатчинском обратили внимание на то, что информацией о количестве выморочного жилья не располагают поскольку территория Гатчинского района разграничена между 17 городскими и сельскими поселениями, которые оформляют такой вид жилья в свою собственность, но по словам сотрудника администрации таких квартир немного. В Бокситогорском муниципальном районе за два предыдущих года на основании решений судов обращены в выморочное имущество 9 объектов. Чтобы не утомлять читателя добавим, что примерно такие же цифры по остальным районам Ленинградской области. И почти везде чиновники отмечают, что на протяжении длительного времени наблюдается хронический недостаток квартир маневренного фонда, пополнение которого, в частности, происходит из выморочного жилья.

При населении Ленобласти более 2 миллионов человек, количество жилья остающегося без законных наследников, незначительно. Частично помог разобраться в вопросе глава комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти Дмитрий Разумов. По его словам, чисто статистически, во многих регионах Российской Федерации количество квартир, которое доходит до муниципального образования, не соответствует количеству жилья которое должно оставаться исходя из количества проживающих в населенном пункте или районе. Виною этому по мнению Разумова так называемые "черные риэлторы" и агенты по недвижимости, которые специализируются на "обрабатывании" одиноких пожилых людей и маргинальных элементов.

Источники в правоохранительных органах это подтверждают. По словам полицейских, способы завладения жильем разнятся от чисто легальных, когда, например, одинокий пожилой человек подписывает договор, в котором указаны обязанности выгодоприобретателя до момента смерти владельца, как то: ежемесячная фиксированная сумма, обеспечение едой и лекарствами, уход сиделки и прочие до чисто криминальных, когда владельцы квартиры ведут ассоциальный образ жизни и легко идут на подписание бумаг находясь в состоянии перманентного алкогольного и наркотического опьянения, причем, так называемые "риэлторы" зачастую сами способствуют усугублению состояния такого владельца. Имеет место и комбинирование этих методов.

Также в полиции отмечают, что поиск и наблюдение за одинокими людьми - явление распространенное, но к сожалению сложно поддающееся контролю. Таким образом становится понятен статистический дисбаланс и несоответствие, которое видно не вооруженным глазом при рассмотрении вопроса о том, куда уходит потенциальное жилье муниципальных образований, которое можно было бы использовать в качестве маневренного фонда.

Виктор Смирнов, 47News