Ленинградская область вслед за федеральной инициативой решила вплотную заняться большегрузными автомобилями. Только подход будет не финансовый, как в Москве, а максималистский. В ближайший год въезд фур весом более 40 тонн на территорию 47 региона будет запрещён.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, в соответствии с которым владельцы большегрузных автомобилей должны возмещать государству ущерб за разбитые автодороги. С 1 ноября 2014 года плата за проезд транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по федеральным трассам составит 3,5 рубля за 1 километр пути.
Планируется, что к этому времени кабины всех грузовых машин будут оборудованы системой GPS/ГЛОНАСС со специальным датчиком, который позволит отследить путь машины. Владелец большегруза должен будет зарегистрироваться в системе, завести специальный расчётный счёт, с которого по ходу движения транспортного средства будут списываться деньги. При этом данные с датчика будут передаваться через сотовую связь.
Для контроля на дорогах установят специальные камеры-сканеры, которые будут следить, оборудованы ли грузовики счетчиками и достаточно ли средств на счете. Для тех, кто не установит прибор, будет действовать штраф от 5 тысяч до 1 миллиона рублей. Сам прибор с датчиком будет установлен за счёт федерального бюджета. Предварительно, общая стоимость проекта составит около 25 миллиардов рублей. Все средства от возмещения ущерба состоянию дорог большегрузов пойдут на ремонт дорог.
Проблема большегрузов, разбивающих дороги, актуальна и для Ленинградской области. Причём трассы 47 региона страдают как правило из-за крупных инвестиционных проектов, которыми руководство региона параллельно же и гордится.
По подсчётам областного правительства, из-за большегрузов, который работают на крупных стройках, на территории Ленобласти за последние три года повреждено более 344 километров автомобильных дорог. Для того, чтобы их восстановить, нужно 2 млрд 522 млн рублей.
Больше всего проблем дорогам Ленобласти принесла ОАО "Компания "Усть-Луга", разбившая примерно 190 километров при строительстве морского торгового порта. Для того, чтобы их отремонтировать, нужно 1,7 миллиардов рублей. Речь идет о следующих дорогах: "Санкт-Петербург – 1 Мая", "Псков — Гдов — Сланцы — Кингисепп — Краколье", "Петродворец — Кейкино", "Лужицы – 1 Мая", "Копорье — Ручьи".
На втором месте - ФГУП "Единая группа заказчиков Федерального агентства железнодорожного транспорта", повредившая 75 километров дорог, на ремонт которых нужно 374 миллиона рублей. Разбиты дороги были в основном при строительстве новой линии Лосево-Каменногорск, в частности, речь идет о следующих дорогах: "Остров – Лазурное", "Среднегорье – Топольки", "Сапёрное – Джатиево – Мельниково".
Третье место в скорбном списке занимает Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта ("ДКРС") – филиал ОАО "РЖД, из-за деятельности которой было разбито порядка 44 километров региональных дорог, на их ремонт нужно 183 миллиона рублей. Так, при реконструкции железнодорожного участка Выборг — Каменногорск, были повреждены следующие дороги: "Зверево — Малиновка", "Пальцево — Гвардейское", "Выборг — Cмирново", "Комсомольское – Приозерск", "Дружноселье — Перевозное", "Каменногорск – Дубинино".
На четвертом месте - филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом". Стройка ЛАЭС-2, разбила 34,2 километра дорог при строительстве новой атомной станции, на их восстановление нужно 249 миллионов рублей. Речь идет о следующих участках: "Сосновый Бор — Глобицы", "Сойкино – Малая Ижора", "Волосово – Гомонтово – Копорье — Керново", "Санкт-Петербург — Ручьи".
В областном правительстве считают, что федеральная идея введения тарифов за разрушение дорог с владельцев фур не решит проблему износа региональных дорог. Во-первых, потому что за перемещением большегрузов невозможно будет проследить, во-вторых, потому что штрафы будут уплачены в федеральную казну.
Поэтому областное правительство собирается решать проблемы разбитых из-за большегрузов дорог самостоятельно, причём не по тому пути, по которому собирается идти Москва. Как рассказал корреспонденту 47News вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, региональные чиновники считают некорректным федеральный подход. "Получается, что большегрузы будут платить не за килограммы, как надо, а за количество пройденных километров. Дороги же разбиваются не из-за того, что по ним долго ездят, а потому, что по ним ездят именно тяжеловесы", - полагает он.
В связи с этим подход к делу будет кардинальный — в ближайшие несколько лет въезд большегрузов запретят. Точнее, ввозить груз можно будет массой не более 40 тонн, разрешенных законом (в исключительных случаях может выдаваться разовое разрешение на въезд фуры с массой до 60 тонн).
Для этого на дорогах планируется установить стационарные пункты весового контроля. На них будут взвешиваться машины и те, масса которых превышает 40 тонн, обязаны будут развернуться в обратном направлении. "Как вы не ремонтируйте эти дороги, лучше, чтоб их совсем не разрушали. Надо запретить им ездить и точка. Ничего страшного, что мы прервём пути миграции щебня и песка", - заявил Богачёв.
По словам вице-губернатора, до конца года будут разработаны проекты на установку пяти весовых пунктов, в следующем году они будут установлены. "В первую очередь поставим пункты на дорогах Карельского перешейка, на трассе "Выборг-Каменногорск", "А-120-Магистральная", "Парголово-Огоньки". Затем планируется установить ещё порядка 20 таких же на остальных трассах.
На это, по оценке Богачёва, понадобится примерно 400-500 миллионов рублей — просьба о соответствующих поправках внесена в проект областного бюджета.
О том, как отреагируют на это нововведение инвесторы, возводящие на территории региона крупные проекты, власти пока не задумываются. На вопрос корреспондента 47News, не решит ли, к примеру, "Компания "Усть-Луга" из-за этого прекратить строительство порта Богачёв ответил так: "Меня в последнее время все пугают. У одних из-за наших требований видите ли квартиры подорожают, у других щебень. Ничего страшного не произойдёт, просто теперь всё будет по закону. Всё будет хорошо, со всеми проектами. Порт как матч, состоится при любой погоде. То же самое и с остальными", - резюмировал Богачёв.
Юлия Гильмшина, 47News