Чтобы повысить эффективность нравственного совершенствования личности осужденного, его исправления, необходимо изменить нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний. Основными средствами исправления должны стать воспитательная работа и общественно полезный труд, - считает омбудсмен Ленобласти Сергей Шабанов.

Как в понедельник, 29 апреля, сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области, Сергей Шабанов обратился к министру юстиции РФ Александру Коновалову, а также директору ФСИН России Геннадию Корниенко с предложением рассмотреть возможность подготовки предложений по изменению нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний в целях повышения эффективности нравственного совершенствования личности осужденного, его исправления - важнейшей задачи уголовно-исполнительной системы.

По мнению Уполномоченного, уголовно-процессуальный кодекс и связанные с ним подзаконные акты необходимо дополнить конкретными нормами, которые позволят комплексно воздействовать на мировоззрение, самосознание осуждённых и их отношение к установленному в обществе порядку. Основной задачей должна стать выработка устойчивой мотивации к созидательному труду, заботе о семье и реабилитации перед обществом. Основными же средствами исправления - воспитательная работа и общественно полезный труд.

Однако исправительные мероприятия должны проводиться не только сотрудниками государственной правоохранительной системы. Задача возвращения осуждённых к нормальной общественной жизни является обязанностью всего общества и государства. К этому процессу нужно привлекать профессионалов - специалистов, ученых, аспирантов, практиков, творческие научные группы. И в каждой области воспитательной работы - психологов, медиков, психиатров, социологов, которые использовали бы разработки современной педагогической науки. Нужны программы непосредственного воздействия на осужденных, методики оценки эффективности этих программ, мониторинг результатов, корректировку по мере приобретения опыта и получения практического материала.

Вторая составляющая - трудовое воспитание - должно формировать и укреплять у осужденных добросовестное отношение и готовность к систематическому труду, стремление к занятию общественно полезной деятельностью, а также прививать им правомерные способы материального обеспечения жизни. Если сейчас хотя бы каким-либо трудом занято примерно 30% процентов осуждённых, то это повод говорить почти о катастрофическом состоянии исправительной работы в целом. Рабочих мест не хватает, производство примитивно и крайне не производительно. Отсутствуют собственные земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции.

Явную неэффективность воспитательной работы в исправительных учреждениях подтверждает рост рецидивной преступности, а также иллюстрирует пример злодеяния, совершенного "Белгородским стрелком". УФСИН дала ему характеристику – постоянно нарушал режим, не исключена возможность импульсивных, трудно контролируемых поступков, на ущемление собственных интересов может враждебно реагировать.

Все же задача государства - защитить своих граждан от рецидивной преступности. Если Помазун вышел из колонии агрессивным (это знала ФСИН) и вскоре совершил преступление, то во время лишения свободы было только наказание, но не исправление. Не выполнена главнейшая задача всей государственной системы в отношении преступника – исправление не достигнуто.

Таким образом, воспитательная работа с осуждёнными должна стать полноценной, планомерной, основанной на педагогических принципах, формах и методах, деятельностью работников ИУ, представителей государственных органов и общественных организаций, направленных на достижение целей исправления осуждённых.