В Петербурге в 2013-м планируется совершить определенный прорыв в подготовке к массовому переходу муниципального автопарка на газовое топливо. Предполагается, что постепенно на газ перейдет пассажирский транспорт мегаполиса, коммунальная техника, а затем и остальное автохозяйство. А развитие инфраструктуры в дальнейшем подтолкнет интерес к этому виду топлива и частных автовладельцев.
 
Для воплощения этих идей "Газпром нефть" продолжит строительство многотопливных станций, где реализуется в том числе компримированный природный газ (КПГ). В ближайшие годы сеть таких станций на Северо-Западе должна вырасти настолько, чтобы владельцы и водители автотранспорта на КПГ могли с легкостью найти заправку. Активисты предполагают заинтересовать этим проектом все субъекты РФ на Северо-Западе, включая Ленинградскую область. 
 
Экономично – значит выгодно!
 
Эти процессы идут сегодня во многих развитых странах – на смену бензину все чаще приходит газ. Для автовладельцев он оказывается намного выгоднее. Прежде всего тем, что позволяет существенно сэкономить. Да и по большинству других характеристик, в том числе экологических, метан значительно превосходит и бензин, и дизтопливо. В выхлопных газах автомобиля, работающего на этом "зеленом" топливе, содержится в несколько раз меньше вредных веществ, чем в случае с бензиновым двигателем. Кроме того, газ не образует отложений в топливной системе. Поэтому он становится все более предпочтительным и для общественного транспорта, особенно в таких мегаполисах, как Санкт-Петербург.
 
Попытки развивать рынок газомоторного топлива предпринимаются уже не первое десятилетие. Однако в случае, когда речь шла о газовых баллонах с пропан-бутаном, водители не всегда чувствовали себя в безопасности. И если сравнивать два вида газомоторного топлива между собой, то компримированный природный газ – метан – менее токсичен и существенно безопаснее своего сжиженного углеводородного "собрата".
 
В пользу метана говорит то качество, что он в случае утечки улетучивается, а не скапливается в полостях авто и сооружениях автозаправки. Ездить на нем значительно безопаснее, чем на бензине. Газобаллонное оборудование для автомобиля оснащено автоматическим устройством, предотвращающим утечку газа. Кроме того, стенка баллона выдерживает высокое рабочее давление, поэтому даже при серьезной аварии возможность взрыва исключена. 
 
И, наконец, главное преимущество метана – экономия затрат на топливо при его использовании в среднем составляет 40%. Таким образом, если вдруг кто-то задумается над выбором газомоторного топлива, все преимущества окажутся на стороне компримированного природного газа. Пока же за пропан-бутаном числится одна явная выгода, и та, будем считать, временная – он более распространен на рынке и для него существует развитая заправочная инфраструктура. 
 
Непростой переход
 
Легко ли рядовому потребителю осуществить перевод своего авто на метан? Реально имеются два пути: либо купить новую машину, производитель которой уже все предусмотрел, либо на имеющийся автомобиль установить дополнительное газобаллонное оборудование.
 
Если есть тенденция к увеличению объемов потребления газомоторного топлива частным транспортом, то необходимо подумать не только о том, как расширить сеть заправочных станций, реализующих природный газ, но и о возможности приобретения у автодилеров новых автомобилей, работающих на газовом топливе.
 
Решив эти вопросы, неплохо будет задуматься о налаживании работы сервисных центров по установке газобаллонного оборудования на уже имеющиеся автомобили. Кстати, в среднем переоборудование легкового автомобиля для работы на метане его владельцу обойдется примерно в 50 тысяч рублей. Перевести автомобиль на пропан-бутан сегодня вдвое дешевле.
 
Но, как говорится,  игра стоит свеч: автомобиль после выполнения этих работ останется двухтопливным, то есть заправлять его можно как метаном, так и привычным топливом. Так что если вдруг у автомобилиста по каким-то причинам вдруг не окажется возможности заправить свой автомобиль газом, он без проблем сможет использовать традиционное жидкое топливо.
 
Принимая все это во внимание,  "Газпром нефть" активно развивает в разных регионах сеть многотопливных автозаправочных комплексов, реализующих как бензин и "дизель", так и газомоторное топливо. Параллельно с этим компания ведет переговоры с автопроизводителями и центрами установки газобаллонного оборудования. 
 
Сегодня газомоторное топливо реализуется через розничную сеть АЗС "Газпромнефть" в нескольких российских регионах. Статистика тут такова: в общей сложности газ реализуют 89 станций компании, из них 85 – пропан-бутан и только 4 – метан. Две из них располагаются в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде.
 
Город-первопроходец
 
Как ни покажется удивительным, но первопроходцем в этом "метановском" движении на розничный рынок стал не мегаполис, а российский город областного значения – Великий Новгород. В минувшем году в результате успешного государственно-частного партнерства  администрации областного центра с крупнейшей транспортной компанией Северо-Запада "Питеравто" произошло обновление местного муниципального парка 93 новенькими газифицированными автобусами. Большая часть техники – "ЛиАЗы"-6212, оснащенные заводским газомоторным оборудованием.
 
Всего на городских маршрутах сейчас эксплуатируется 246 автобусов большой и особо большой вместимости, из них 140 работают на газовом топливе.
 
Этот проект стал пилотным в Северо-Западном регионе, а Великий Новгород – городом номер один, где осуществляется такой крупномасштабный перевод пассажирских автобусов на метан.
 
Газовым топливом новые автобусы заправляются на пока единственной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, реализующей метан. Она принадлежит "дочке" "Газпром нефти" и расположена всего в двух километрах от автобусного парка на выезде на федеральную трассу М-10. На станции работает 8 газовых заправочных колонок.
 
Cейчас городской парк общественного транспорта в этом областном центре на 80% "зеленый". Заместитель директора по эксплуатации и коммерции новгородского МУП ПАТ № 2 Владимир Кондратьев заявляет, что после реализации "газового" проекта заметно улучшились экономические показатели муниципального транспортного сектора: снижена стоимость обслуживания техники, повысилась комфортность и надежность главного пассажирского автотранспорта. 
 
… И Петербург отличился! 
 
В конце прошлого года знаменательное событие произошло и в Северной столице: председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписали договор о сотрудничестве на 2013 год, который закрепляет намерения сторон разработать и подписать соглашение "О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива".
 
Предполагается, что в этом документе будут намечены основные направления совместной работы по внедрению газомоторного топлива на пассажирском транспорте, жилищно-коммунальной и другой автомобильной технике мегаполиса.
 
В тот же день на одной из ключевых транспортных артерий города – Пулковском шоссе – компания открыла многотопливный автозаправочный комплекс, где помимо привычного бензина, дизтоплива и пропан-бутана можно заправиться метаном. Газомоторное топливо все более востребовано питерскими потребителями. По некоторым данным, его среднесуточная реализация сейчас составляет уже почти десятую часть от общей прокачки всего комплекса. 
 
Специалисты считают: за метаном будущее. Перевод транспорта на газ выгоден за счет сокращения затрат на топливо как для коммерческих и государственных предприятий, у которых снижаются издержки на содержание автопарков, так и для граждан, которые смогут сэкономить на бензине, одновременно заботясь о техническом состоянии личного автомобиля и благополучии окружающей среды. Поэтому в "Газпром нефти" прорабатывают вопрос сотрудничества с крупными коммерческими перевозчиками, а заодно обсуждают возможность поддержки транспортных компаний, заинтересованных в переводе своего автопарка на метан.
 
 Компания также намерена развивать сеть многотопливных комплексов как на вновь выделяемых земельных участках, так и на месте существующих АЗС, размещенных возле городских газопроводных сетей. Это позволит удовлетворить растущую потребность автовладельцев в газовом топливе, несмотря на то, что инвестиции в строительство каждого комплекса в среднем на треть превышают затраты на строительство обычной автозаправки.
 
Ожидается, что в этом году АЗС, реализующие метан, появятся в Сестрорецке, Тосно и Тихвине.
 
Тамара Алексеева
 
СПРАВКА 47NEWS:
 
Компримированный природный газ (КПГ) в качестве моторного топлива в настоящее время применяется более чем в 80 странах. Наибольшее развитие рынок КПГ получил в странах Южной Америки и Южной Азии. Среди европейских лидеров – Италия, быстро развивается рынок Германии. Среди мировых лидеров – Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Индия.
 
Всего в мире, по экспертным оценкам, насчитывается 14,7 млн автомобилей на КПГ, что составляет 1,5% мирового парка автотранспорта, и 20,7 тыс. станций, где можно заправиться этим современным топливом. Россия же занимает лишь 20-е место в мире по парку автомобилей на метане.
 
Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. Существует более 180 моделей газовых автомобилей ведущих мировых автопроизводителей: Audi, BMW, Cadillac, Ford, MercedesBenz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen. Среди российских марок – "ЛиАЗ", "ПАЗ", "КамАЗ", автобусы "НефA3", модель "Лада Приора".
 
На сегодняшний день многие производители имеют линейку автомобилей, оборудованных двухтопливными газово-бензиновыми двигателями с завода, но стабильных поставок такого транспорта в Россию нет.