Жизнь в Ленинградской области продолжает развиваться по известному сценарию: Путин заявил — местные власти очухались. Не прошло и двух недель с заседания коллегии Генпрокуратуры, где президент поднял проблему обеспечения сирот жильем, как региональная прокуратура совместно с губернатором собрали крупное совещание. Оказалось, что последние четыре года в 47-м регионе судьбами бездомных сирот если и занимались, то явно спустя рукава. Теперь местным чиновникам не только придется в авральном порядке решать скопившиеся проблемы, но и готовиться к жестким прокурорским проверкам. Прокурор Ленобласти пригрозил самым нерасторопным главам муниципалитетов уголовным преследованием.

СПОХВАТИЛИСЬ
 
"Мы каждый год допускали отставание от своего утвержденного графика. Наша задача сегодня совместно с прокуратурой, совместно с профильными комитетами и с администрациями районов разобраться, почему мы не можем выйти на системное выполнение устанавливаемых самим себе заданий. И здесь у нас есть 4 проблемы: это учет сирот, это проведение аукционных процедур, это контроль за качеством жилья, и это недостаток образования и недостаток эффективности тех людей, которые эти годы занимались этой проблемой", - резюмировал в пятницу на совещании губернатор региона Александр Дрозденко. 
 
Впрочем, Александр Юрьевич немного смягчил проблему — к этому списку можно добавить, как минимум, еще две: заброшенность уже имеющейся у сирот жилплощади и отсутствие предложения на рынке жилья. Но обо всем по порядку.
 
Полномочия по обеспечению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комфортными квартирами были переданы региону и муниципалитетам в 2008 году. По признанию губернатора, районы оказались к этому не готовы: в первый год удалось расселить меньше 100 нуждающихся. 
 
В 2012 году из 214 детей, имеющих право на первоочередное получение жилья за счет государства, муниципалитеты Ленобласти смогли дать крышу только 162-м выпускникам детдомов. Это можно было бы понять при дефиците финансирования, однако по итогам прошлого года в региональный бюджет областные власти вернули 115 млн рублей (41% от выделенных в начале года). Лидером по неиспользованию денег по назначению оказался Киришский (23 млн) и Гатчинский (20 млн) районы.
 
Муниципальные власти пеняют, в частности, на несвоевременное поступление денег. "Первая сумма поступила в район 5 апреля, а последняя — 25 декабря", - поясняет замглавы администрации Гатчинского района Людмила Голубева.
 
Прокуратура с такими оправданиями не согласна. Как уверила старший помощник прокурора Ленобласти по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Наталья Зайцева, основную роль все же играет "ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами органов опеки и попечительства администраций". "С 2010 года негативная тенденция отмечается в Киришском и Кировском районах. В 2011 году этот список пополнили Гатчинский, Кингисеппский и Всеволожский районы", - отметила она.
 
Тут и волокита, и неумение написать конкурсную документацию, и несвоевременное составление сводного списка нуждающихся в жилье сирот, поясняют в прокуратуре. Список этот составляется по итогам первого квартала, а потом все время корректируется. Например, на начало 2012 году было учтено 87 сирот. На покупку для них жилья в региональном бюджете было заложено 108 миллионов. К концу же года оказалось, что квартиры нужны уже 214 гражданам, то есть сумма резко должна была увеличиться до 260 миллионов.
 
ЛИШАЮТСЯ ПОСЛЕДНЕГО
 
В 2012 году, по словам уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области Тамары Литвиновой, выросло число жалоб на состояние предоставляемого властями жилья. Только 17 таких обращений касались Всеволожского района. Если опустить случаи, когда сироты, привыкшие жить на всем готовом, наглеют и вместо блочного дома требуют кирпичный, претензии большинства обратившихся обоснованы, уверяет Литвинова.
 
Те квартиры и дома, которые уже записаны за воспитанниками детских домов, практически в половине случаев не дожидаются своих хозяев. Примерно четверть жилых помещений, закрепленных за сиротами, исчезают в огне, еще часть перепродается родственниками или приходит в запустение.
 
"Настораживает то, что более, чем в 40% случаев за время пребывания детей в детских домах мы утрачиваем закрепленные за ними жилые помещения, - возмущался Дрозденко. - С одной стороны мы не контролируем и не соблюдаем права детей-сирот на то жилье, которое у них должно быть по закону, с другой стороны, мы создаем дополнительную нагрузку на федеральный и областной бюджет. Потому что, потеряв жилье этих детей, мы вынуждены предоставлять им другое жилье".
 
В ПОИСКАХ ОПРАВДАНИЙ
 
На совещании в пятницу было приведено множество примеров, показывающих, насколько "качественно" местные чиновники выполняют свои обязанности. Так, в Сосновом Бору администрация необоснованно отказала девушке в постановке на жилищный учет. После вмешательства прокуратуры и решения суда в список нуждающихся сироту пришлось внести. Но покупку квартиры муниципалитетом это не ускорило: девушка до сих пор не получила квартиру.
 
Выпускница Дубровского детского дома Всеволожского района состоит в списках на получение жилья уже три года с того момента, как покинула казенные стены. А сироте из поселка Новая Деревня Приозерского района пришлось поселиться в аварийном доме, износ которого три года тому назад составил 80%. Другой угол за счет государства чиновники дать отказались, так как за ней уже числилось жилье. 
 
Мало того, по мнению судебных приставов, администрации намеренно и необоснованно затягивают исполнение судебных решений, выпрашивая отсрочки и настаивая на разъяснениях. На эту волокиту уходит до полугода, а то и больше.
 
Оправдания таким историям ответственные за сирот в районах находят вполне логичные. Помимо задержки финансирования, на статистике сказывается нехватка нужных квартир на рынке. "В решении суда сказано: предоставить квартиру, площадью 33 квадратных метра. Но нет такого жилья!" - уверяет представитель Гатчинского района Людмила Голубева.
 
Стоит отметить, что до сих пор муниципалитетам при объявлении конкурсов приходилось руководствоваться ценой на жилье, установленной Минрегионом — 38,7 тысяч за кв. метр. Правительство Ленинградской области должно было установить среднюю рыночную цену на квартиры в каждом муниципалитете, но так этого и не сделало. Купить же по цене Минрегиона что-либо приличное — на грани фантастики. По словам Голубевой, в Гатчине цены на квадратный метр начинаются от 50 тысяч, и даже в сельских поселениях редко опускаются ниже 39 тысяч.
 
К счастью для муниципалов, с 2013 года им самим разрешили устанавливать закупочные цены. Поэтому, как уверила представительница Гатчины, в этом году они смогут израсходовать все выделенные областью деньги.
 
ИЩИТЕ ДЕНЬГИ
 
После вопроса "кто виноват" последовал "что делать?", который тоже не остался без ответа. Были предложения вести электронный учет сирот (по типу записи в детский сад), рассчитывать стоимость кв.метров с оглядкой на повышение цен, контролировать состояние имеющихся у сирот квартир, сдавая их в наем, заключать договора на покупку жилья заранее, начинать новое строительство, обучать специалистов составлению конкурсной документации и правильному общению с сиротами.
 
Однако когда коснулись вопроса, кто все это будет делать, оказалось, что рук не хватает. В комитете общего и профессионального образования Ленобласти жильем для сирот до сих пор занимался один человек, и то не в полную силу. В то же время прокурор Штадлер возложил всю ответственность за исполнение поручений на председателя комитета Сергея Тарасова. А главам муниципалитетов прокурор погрозил Уголовным кодексом.
 
"Там, где будут выявляться факты нецелевого использования средств, либо неиспользования средств, там будут приниматься серьезные меры вплоть до решения о возбуждении уголовных дел по халатности и злоупотреблению служебным положением. Другого пути у нас нет. Но я думаю, что до этого не дойдет, если будет понимание на всех уровнях", - прокомментировал Штадлер. Уже сейчас в районах начались проверки. 
 
Есть все основания полагать, что в 2013 году поручение Путина правительству Ленобласти исполнить не удастся. После внесения изменений в законодательство чиновникам запретили расселять выпускников детдомов по комнатам. Кроме того, был расширен перечень имеющих право на получение отдельной квартиры, поэтому очередь выросла на несколько сотен сирот. Теперь на учете стоят почти 600 человек, и на удовлетворение их желаний понадобится больше 750 миллионов. 
 
Пока в бюджете есть только 200 миллионов. Дрозденко, конечно, пообещал найти дополнительное финансирование, однако вице-губернатор, председатель комитета по финансам области Евгений Елин констатировал: единовременно в течение одного года расселить всех сирот будет крайне затруднительно. 
 
Мария Бочко, 47News