Желание сделать "как у них" накатывает на российских чиновников после каждого обмена опытом и официальных поездок в Европу. Вот и в начале марта правительство Ленобласти, побывав с визитом в Северных Нидерландах, вознамерилось провести аудит энергосистемы региона. По словам губернатора Дрозденко, нужно разок вложиться, чтобы понять, где и как эту энергию можно сэкономить. Впрочем, какими бы ни оказались результаты аудита, достичь энергетического уровня Голландии вряд ли удастся. Корреспондент 47News, сопоставив два разных подхода к энергетике, убедился, что России еще много лет придется довольствоваться позицией догоняющего.

ЭКОНОМНАЯ ЕВРОПА

На просторах Северной Голландии повсюду белеют так называемые "ветряки" - ветряные генераторы, которые считаются в Голландии серьезным источником электричества. В объединенном порту Эмсхавен и Дэлфзейл (провинция Гронинген), например, работают порядка 90 ветрогенераторов, которые вместе с другими электростанциями (на угле и газе) дают Голландии треть всего потребляемого электричества.

Мало того, на "ветряки" переходят другие европейские страны. В частности, Германия намерена установить у себя 5 тысяч таких махин с лопастями, причем заказывать их будет именно у нидерландских партнеров.

Еще Голландия давно пересмотрела свой подход к природному газу. Собственные запасы в недрах, которые страна выгодно продает за границу, она исчерпает уже в ближайшие 20 лет. Поэтому рассчитывать только на голубое топливо, чтобы потом сидеть на импортной игле, королевство не намерено. Как рассказали специалисты крупнейшей голландской газовой компании "Газюни" (партнер "Газпрома" по строительству "Северного потока"), природный газ уже успешно комбинируют с возобновляемыми источниками энергии. "Газ может работать как хранилище для возобновляемой энергии. Кроме того, газ может быть возобновляемым – здесь речь идет о биогазе", - пояснял глава представительства "Газюни" в РФ господин Вим Грунендейк.

Производство биогаза — штука затратная, но эффективная. В продвинутой Голландии сельскохозяйственные компании строят дорогущие установки, которые в дальнейшем делают из навоза газообразное топливо.

"На предприятиях акцент делается на использование остаточного тепла, - рассказал корреспонденту 47News главный специалист по газовому оборудованию и энергетической эффективности консалтинговой компании DNV KEMA Energy & Sustainability Роберт Меллама. - Все энергопотоки, которые являются выхлопами, должны быть проведены через специальную систему. Мы оцениваем работу не отдельно взятого предприятия, а всей цепи производства. Долгосрочное соглашение между властью и бизнесом как раз направлено на контроль этой цепочки", - пояснил он.

Программа энергоэффективности предприятий финансируется из бюджета королевства, однако, по словам господина Меллама, сами компании денег не получают — поддержка оказывается исследованиям в области энергосберегающих технологий. "Государственная организация тратит выделяемые деньги на найм консультантов, которые на конкретных предприятиях оценивают ситуацию и предлагают методы энергосбережения. Сами инвестиции мы не оплачиваем", - пояснил эксперт, отметив, что за прошлые 2 года Нидерланды потратили на такую энергоэффективность около 250 миллионов евро. В целом же траты на "зеленую" энергетику оцениваются миллиардами: например, в 2011 году голландское правительство распределило на нужды биоэнергетики 1,7 миллиардов евро".

Что касается жилого фонда, то тут голландцы ничего нового не придумали. Они занимаются улучшением изоляции и утеплением помещений, а также используют гидронасосы и  высокоэффективные бойлеры. Такой бойлер, например, может улучшить энергонадежность одного дома на 20%. Новые же объекты и вовсе стараются вывести на самоокупаемость: сколько здание произвело энергии, столько и потребило. Сейчас в этой не самой солнечной стране особенно в ходу солнечные батареи — голландцы все чаще покупают их для личного пользования.

ПРАВДА В ГЛАЗА

Россия, по мнению иностранных экспертов, пока слишком далека от такого подхода к энергетике. Специалисты "Газюни" и консалтинговой компании DNV KEMA Energy & Sustainability в числе основных преград указали и ветхость оборудования, и невысокие (по сравнению с Европой) цены на электроэнергию, и неразумные стандарты строительства.

"Даже если бы жильцы захотели экономить, у них бы это не получилось – вентилей на батареях нет, и чтобы регулировать температуру, приходится открывать окна <...> В правительственных зданиях ситуация такая же: системы кондиционирования, отопления, вентиляции не разработы с учетом экономии энергии. Несмотря на то, что потенциал энергосбережения в РФ огромен, достичь результата на получится до тех пор, пока власть не поймет необходимость этого. На данный момент существуют сомнения, что такие долгосрочные соглашения между властью и бизнесом, какие есть в Нидерландах, возможны в России”, - констатировал Роберт Меллама.

Пока единственным крупным энергосберегающим проектом России, принесшим реальные результаты, оказалась фактически принудительная замена ламп накаливания на энергосберегающие. Но это капля в море по сравнению с потерями электричества в изношенных сетях и с его неконтролируемым расходом. Так, по данным на 2012 год, в Ленинградской области энергокомпании теряют в своих проводах больше 10% электричества (только у ОАО "ЛОЭСК" потери составили 163 млн кВт/ч).

Справка: Изношенность оборудования и способ производства энергии напрямую влияет и на тариф тепла. Так, в Ленинградской области стоимость одной гигакалории тепловой энергии колеблется от 500 рублей до 6,5 тысяч рублей.

НЕЗДОРОВЫЙ ОПТИМИЗМ

Областная власть не разделяет пессимистичных взглядов голландских аудиторов, по крайней мере официально. Как в понедельник корреспонденту 47News рассказал и.о. директора Центра энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленобласти Павел Цыханвей, в регионе заканчивается разработка специальной долгосрочной целевой программы. На повышение энергоэффективности пока предусмотрено 350 миллионов из областного бюджета, плюс, если повезет, федерация может подкинуть субсидию в размере от 5% до 95% от этой суммы.

На эту крохотную, по сути, сумму нужно залатать аварийные участки сетей (тепловых, электрических и водоснабжающих), установить узлы учета и обучить энергосбережению специалистов. "С чего-то начинать надо. Сейчас сети — это "черная дыра". А имея хорошие крепкие сети мы сможем подготовить почву для прихода инвесторов. 350 миллионов — это мало, но нам нужно показать, какой эффект это дает, чтобы приходили энергосервисные компании и вкладывали деньги в энергосбережение", - поясняет Павел Цыханвей.

Кроме того, губернатор области Александр Дрозденко, воодушевившись опытом Голландии, сходу принял решение провести в регионе энергоаудит. Голландской аудиторской компании он даже предложил поучаствовать в соответствующем конкурсе. По мнению губернатора, "нужно садиться, пересматривать бюджетную политику, и не меньше 10% суммы, предусмотренной на адресные программы по ЖКХ и межтарифную разницу, направлять на энергоэффективность".

К слову, с этого года компенсация межтарифной разницы (между экономически обоснованным и установленным для населения тарифом) ложиться на бюджеты субъектов РФ. В 2013 году в казне Ленобласти заложено 1,5 млрд рублей, и, можно предположить, что сумма эта будет увеличиваться ежегодно. Теперь региональным властям придется думать, каким образом сократить эти траты.

"Приблизить две эти цифры за счет стоимости топлива невозможно: ни газ, ни электроэнергия, ни мазут, ни уголь дешеветь не будут. Поэтому у нас всего лишь несколько вариантов: во-первых, уменьшение разницы за счет применения современных технологий, чтобы издержки были ниже, во-вторых, это энергосбережение, и в-третьих, — энергоэффективность, чтобы наши дома как можно меньше теряли тепла", - перечислял Дрозденко прописные истины, уже давно усвоенные в Европе.

НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ?

Как бы ни был привлекателен голландский опыт, российская действительность способна загубить его зачатки на корню. В экономии пока никто не заинтересован: ни потребители, ни энергокомпании. Одним государство ограничивает рост тарифов, другим компенсирует недостачу. Что касается газа, то пока в России есть "Газпром", об альтернативных источниках думать никто не хочет.

"Зеленые технологии для нас очень интересны, но нам трудно на них переходить. Это все равно что в Саудовской Аравии искать альтернативу нефти и бензину", - считает Александр Дрозденко.

По словам главы областного Центра энергосбережения Павла Цыханвея, мечты об альтернативной энергии в Ленобласти пускай и высказывались, но до реализации так и не дошли. "Давно ведутся разговоры о получении биогаза на "Синявинской птицефабрике", было предложение развивать геотермальную энергетику, проговаривалось строительство ветропарков, но пока все это на стадии проектов. Но, думаю, что это тоже будет развиваться, ведь в Ленобласти достаточно много альтернативных источников энергии", - предполагает он.

А ведь все кажется так просто: построить за счет госсубсидий специальные комплексы на свиноферамах, и убить одним выстрелом нескольких зайцев. Тут и биогаз, и ликвидация навоза, и помощь производителям. Или же отдельной компании поставить свою ветряную или гидроэлектростанцию, обеспечивая электричеством и себя, и своих соседей за умеренную плату.

Но будем смотреть правде в глаза: "Газпром", понимая уход европейских потребителей на "зеленое" топливо, будет наращивать внутреннее потребление. Да и кто пустит частных производителей газа или электричества на общий рынок? В России в целом и в Ленобласти в частности рынок давно захватили монополисты, и они вряд ли дадут откусить от своего пирога.

Одним словом, еще вопрос: нужен ли такой аудит, пускай и с привлечением лучших умов энергосберегающей Голландии? Скорее всего, эта затея превратиться в очередную галочку. Можно сколь угодно менять лампочки в подъездах на более эффективные, дешевого света в них все равно не будет. Кроме того, подобные реформы возможны лишь при поддержке простых людей. Но о какой поддержке можно говорить, если никто не понимает, как новые технологии энергосбережения отразятся на коммунальных квитанциях. Тут надо мировоззрение менять. Причем в головах каждого.

Мария Бочко, 47News