Во Всеволожском районе в одном из стареньких домов (окна выходят в зеленый двор с небольшой детской площадкой) живет простая семья Никитиных с тремя детьми. Мледшенькому Сашке недавно исполнилось два года, 13-летняя дочка Юля гордо носит звание семиклассницы, а старший сын Николай получает профессию техника-механика в агропромышленном колледже. Эта семья лучше всех знает, что такое современное образование Ленинградской области, потому что многие его реформы либо уже испытала, либо еще испытает лично. 47News на примере таких среднестатистических членов нашего общества попытается рассказать, к чему пришло областное образование к концу 2012 года и к каким вершинам стремится в начале 2013-го.

 
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, ДЕТСАДОВСКАЯ
 
Сашку в детский сад пока не берут — маленький еще, штаны натягивает только с маминой помощью. Пристроить таких малышей в дошкольное учреждение Ленобласти — настоящая проблема: число мест в детсадах не успевает за темпами рождаемости. Ведь только в 2012 году в Ленинградской области родились почти 15 тысяч новых граждан, что на полторы тысячи больше, чем годом ранее. Настоящий региональный рекорд для последнего десятилетия.
 
Несмотря на то, что в прошлом году удалось открыть 7 новых дошкольных зданий, напряженность среди очередников 47 региона пока не спадает. Особенно это ощущается в одном из самых быстро застраивающихся районов - Всеволожском, хотя он в начале этого года получил аж два дошкольных учреждения. Оказавшись в практически безвыходной ситуации, Никитны захотели найти для Сашеньки место в Сертолово (отец семейства там на стройке работает), только в муниципалитете и своих желающих устроиться в существующие и даже строящийся детский сад предостаточно. 
 
Причем еще не известно, удастся ли найти в новое учреждение воспитателей и педагогов. Педагогических рук днем с огнем не сыщешь. Зарплата при этом в детских садах значительно ниже, чем в школах — 20 тысяч против 29 тысяч рублей. Сейчас власть проводит мониторинг кадров, готовых устроиться на работу в открываемые детсады, а потом будет решать, что делать с дефицитом.
 
Можно, конечно, отдать ребенка в частный детский сад, но это станет серьезным ударом по семейному бюджету. Поэтому пока у Никитиных есть два варианта: ждать, когда освободится место в государственном учреждении, или же когда какой-нибудь частник согласится работать по областным нормативам и получать компенсацию за детей из бюджета. В этом случае родители маленького Александра смогут платить как все - от 600 до 1000 рублей. Но пока второй вариант остается на уровне чиновничьих обещаний.
 
Записки на полях: На сегодняшний день в детских садах места нашлись для 87,6% детей Ленобласти (56,7 тысячам малышей из 71 тысячи). В очереди на детсад стоят порядка 7 тысяч человек. В 2012 году в регионе было создано 2452 места в дошкольных учреждениях. Правительство Ленобласти намерено до конца 2013 года построить еще семь садов и реконструировать два. Таким образом, должны быть обеспечены местами в детсадах все дети в возрасте от 3 до 7 лет. Однако по-прежнему останется проблема с устройством ребят младшего возраста Один из самых простых способов ее решения — это строительство соцучреждений на условиях государственно-частного партнерства.
 
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ, ШКОЛЬНАЯ
 
Юле как школьнице повезло — ей посчастливилось учиться во времена инноваций и компьютерных технологий. В Ленинградской области почти все школы подключены к интернету, имеют интерактивные доски и учебные лаборатории, учителя приходят на уроки не с книгами, а с  презентациями. На смену привычным дневникам в 92,65% школ пришли дневники электронные — так минуло время вырванных страниц и затертых лезвием двоек. Девочку к школе подвозит один из 64-х новых, закупленных в 2012 году, школьных автобусов, а в библиотеке выдают современные учебники.
 
Но и в школьных историях не обходится без недочетов. Даже несмотря на новейшее оборудование, стопроцентного результата по сдаче ЕГЭ Ленобласти достичь не удается — до сих остаются ребята (по итогам 2012 года — 67 человек), которые не получают аттестатов.
 
Или возьмем школьный стадион: со своими разбитыми беговыми дорожками и неровным полем он не выдерживает никакой критики. Таких объектов, по словам губернатора региона Александра Дрозденко, в Ленобласти немало. В беготне по внедрению образовательных стандартов и установке компьютеров чиновники забыли про школьный спорт. Сейчас только половина учащихся имеют доступ к универсальным спортивным залам, и только 73,5% занимаются на оборудованных спортивных площадках. А ведь Юля всегда мечтала основательно заняться легкой атлетикой.
 
А еще девочка никак не может определиться с будущей профессией. Профориентация даже среди старшеклассников проводится слабо, так как ее школа относится к числу 32% однопрофильных, а, значит, пока у нее нет никакой возможности сделать осознанный выбор своего будущего занятия.
 
Записки на полях: Губернатор Дрозденко считает, что "подход к строительству новых учебных учреждений в Ленинградской области оставляет желать лучшего". В 2012 году было начато строительство двух школ - в Усть-Луге на 350 мест и в Подпорожье на 500 мест, проекты еще трех школ в настоящее время разрабатываются. Однако этого, по словам губернатора, явно недостаточно. В связи с этим  он попросил вице-губернатор Николая Емельянова, а также комитет по строительству уже сейчас решать с муниципалитетами вопросы по земле и начинать проектировать новые школы.
 
В текущем году, кроме того, на территории школ области должны появиться 18-20 искусственных футбольных полей, а в ближайшие три года планируется создать как минимум 15 спортивных центров. 
 
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ, СТУДЕНЧЕСКАЯ
 
Николай — мальчик серьезный. Ему нравится работать руками и с техникой, поэтому он и пошел в сельскохозяйственный колледж. Но после практики на полуразваливающихся тракторах юноша засомневался: "и вот на этом хламе мне работать всю жизнь"? - размышляет он. 
 
Сельскохозяйственная техника в профучилищах уже буквально на ладан дышит. "В наших сельскохозяйственных техникумах, училищах мы до сих пор обучаем детей на технике, на которой давно в Ленинградской области никто не работает, - неоднократно замечал губернатор Дрозденко. - Трактора МТЗ-80, сеялки образца 80-х годов. До сих пор мы учим на оборудовании машинного доения в бачки, хотя сегодня на большом количестве хозяйств работают роботы. Мы даже не даем возможность нашим учащимся почувствовать, насколько высокотехнологичной становится специальность, насколько престижно сегодня работать на современном оборудовании".
 
Руководители профессиональных техникумов разводят руками: мол, не виновные мы, на обновление техники никто не дает денег. "В этом году по 2 миллиона на ремонт выделили, в прошлом году — ноль", - констатирует директор Выборгского техникума агропромышленного и лесного комплекса Александр Бабич. Вся надежда сейчас на разрабатываемую ныне федеральную программу по модернизации профучреждений — представители колледжей уже направили свои чаяния и предложения.
 
Ко всему прочему, Коля уже не уверен, что его рабочие руки понадобятся после окончания колледжа. Сегодняшняя беда Ленобласти: проблемы с трудоустройством выпускников и прогнозируемая на 2015 нехватка рабочих специалистов в 15 тысяч человек. Происходит это потому, что по линии взаимодействия училищ с предприятиями не дорабатывают ни вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов, ни глава комитета по труду и занятости населения Александр Караванский. Ну и наконец за учебными заведениями до сих пор не закреплены компании-флагманы головных отраслей Ленобласти.
 
Записки на полях: В Ленинградской области планируется создать не менее пяти оснащенных центральных баз по подготовке специалистов по основным региональным отраслям. Сюда должны войти, в частности, сельское хозяйство, нефтехимия, машиностроение, производство автокомплектующих и так далее. Кроме того, комитету общего и профессионального образования региона рекомендовано составлять ежегодный рейтинг профучилищ, а также проводить соцопросы об эффективности этих образовательных учреждений. 
 
PS. Это лишь три простые истории (может, придуманные, а, может, и не совсем), которые хоть и не отражают в полной мере всю ситуацию современного образования, но обрисовывают его основные черты. Черты  которым пока еще очень далеко до совершенства. 
 
Мария Бочко, 47News