Законопроект о добровольчестве, который Совет Федерации готовится внести в Госдуму, вызвал бурю негодования у общественных организаций и возмутил даже многих чиновников. Верхняя палата парламента уверяет, что преследует исключительно благие цели и желает придать стихийному волонтёрству законные рамки. Общественники в свою очередь считают, что новый законодательный акт задушит добровольческое движение в России на корню. Ленинградская область встала на сторону волонтёров и направила свой отрицательный отзыв на разрабатываемый законопроект.

Аргументы против

Однажды у студента Николая появилось желание помогать людям. Решил он стать волонтёром и отправился в одну специализированную организацию — чтобы посоветовали, где его недюжинная сила и доброе сердце смогут пригодиться. В организации его приняли с распростертыми объятьями, правда для начала попросили пройти регистрацию, получить специальную книжку волонтёра и подписать правовой договор с четким описанием обязанностей. За это посулили немалые льготы и даже бесплатный проезд в автобусе. "Какой договор, какие льготы? - возмутился Николай. - Это же моя добрая воля, давайте я просто так слабовидящим старушкам книжки читать буду", - не унимался юноша. Но на все его чаяния был один ответ: без регистрации никакой доброй воли быть не может.

Это, конечно, история выдуманная, но вполне может стать реальным примером. В России все волонтёрское движение законодатели решили описать в отдельном законе — видимо, набора уже принятых законодательных актов, регламентирующих волонтёрскую деятельность, федеральным чинам не хватило. В итоге в подготовленном СовФедом документе появились такие нормы, как регистрация (пока добровольная) волонтёров, выдача им личных книжек и контроль со стороны специально созданного государственного ведомства. Кроме того, там прописаны права и обязанности добровольцев.

"Ответственность волонтёра обязательно будет прописана, и над этой главой — "Права и обязанности" — надо еще работать и работать. Обязанностей волонтёров пока нет ни в одном (действующем) законе", — говорил председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский на селекторном совещании с руководством регионов на прошлой неделе, передает издание "Газета.ру".

Позже выяснилось, что селекторное совещание 7 февраля, на котором обсуждался законопроект "О добровольчестве", оказался лишь "юмористическим тренингом", как выразился президент Санкт-Петербургской региональной благотворительной общественной организации "Благотворительное общество "Невский Ангел" Владимир Лукьянов. В эфир были пущены самые лояльные регионы, выступающие за новый акт. "Прорваться" удалось только Самаре, и представители этого региона высказались резко против нового акта.

"В то же время Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Ленинградская область дали свое отрицательное заключение на проект. Но нам выступить не позволили", - говорил в среду на заседании Общественной палаты РФ Лукьянов.

Большинство руководителей некоммерческих и добровольческих организаций склоняются к мнению, что законопроект, как минимум, не имеет никакой ценности, а как максимум — только навредит волонтёрскому движению. Основная претензия заключается в его противоречии уже существующим актам (например, закону о благотворительной деятельности), а также в навязываемом контроле со стороны государства. "Начнется кампанейщина, загон организаций на работы, давление на администрации", - говорили участники заседания Общественной палаты 13 февраля. "Добровольчество не нужно регулировать", "оно нуждается не в регистрации, а в правовых нормах, направленных на его поддержку" и так далее.

Кстати, негодование у общества вызывает не только госуправление, но и некоторые ограничения, которые подразумевает новый законопроект. К примеру, вся помощь коммерческих компаний волонтёрским организациям оказывается вне закона: даже размещенный на майках добровольцев логотип предприятия, предоставившего для акции оборудование, может расцениваться как нарушение.

Самые ярые противники инициативы СовФеда уверены, что основная цель законопроекта — это создание очередного органа власти, который будет "пилить бюджет". Поле для расходования денег может получиться обширным: чиновничий аппарат, сайт, документация. А неясная цель регистрации волонтёров, неустановленный статус личных книжек и непрописанные способы стимулирования добровольческого движения создают благодатную почву для коррупции. Кроме того, по мнению общественников, теряется главный смысл волонтёрства — безвозмездный акт доброй воли. Многие опасаются появления "бумажных" помощников, работающих за личные книжки и льготы.

Изменения нужны

В Ленинградской области добровольцев несколько десятков тысяч. Это и волонтёрские движения вроде "Нашего выбора" из Соснового Бора, "Рубежа" из Луги, и общественные организации типа "Центра молодёжной политики Ленинградской области", и молодежные трудовые отряды, и индивидуальные волонтёры. Только на сайте областного комитета по социальной защите населения в списке активных добровольцев значатся около 250 человек. А в акциях комитета по молодежной политике в 2012 году поучаствовали более 35 тысяч волонтёров из 47 региона. Кто-то из них благоустраивал территорию, кто-то помогал инвалидам по хозяйству, кто-то пропагандировал здоровый образ жизни и рассказывал подросткам о вреде наркотиков.

Официальная позиция правительства Ленинградской области по поводу законопроекта пускай и сдержанная, но однозначная: документ требует доработки. В комитете по социальной защите населения Ленобласти, например, не знают, как в дальнейшем они смогут сотрудничать со студентами, которые работают в подведомственных учреждениях и навещают одиноких ветеранов.  Сейчас безвозмездно помогать тем же пожилым инвалидам приходят учащиеся факультета "Специальная психология". Особенно активны добровольцы в Луге, Тихвине и Гатчине, пояснил корреспонденту 47news заместитель председателя комитета Владимир Максимов. Эти студенты не вступают в организации и не оформляют договоры, а просто заботятся о пенсионерах. При введении регистрации встанет вопрос о правильности сотрудничества с такими "вольными" волонтёрами.

Впрочем, то, что поправки в существующие законы все-таки нужно вносить, соглашаются почти все. Например, главной организационной проблемой добровольческих инициатив главный специалист комитета по молодежной политике Ленобласти Светлана Шорина считает нестыковку "потребности  и готовности". "Необходимо создать службу, позволяющую иметь постоянную актуальную базу данных о местах добровольческого труда и контакты добровольцев. Представим, что у меня появилось свободное время, как мне узнать, куда пойти добровольцем?" - замечает она.

Даже у личных книжек волонтёров есть свои сторонники. Руководитель волонтёрского движения "Наш выбор", уже 10 лет существующего в Сосновом Бору, Дарья Демченко считает, что подтверждающие добровольческую инициативу документы могли бы помочь при поступлении в вуз или устройстве на работу. "Конечно, я опасаюсь бумажной волокиты, но ее можно потерпеть, если это будет не напрасно", - говорит она.

По словам Демченко, у ее движения есть проблемы с финансированием программ, но нет проблем с волонтёрами: в Сосновом Бору молодых ребят, желающих реализовать себя, хватает. И до сих пор они готовы были тратить свое время на общественную деятельность без всяческих льгот и документов.

Можно только догадываться, зачем государству понадобилось взваливать на себя еще и функции по прямому управлению волонтёрством. Ведь до сих пор это движение жило и развивалось хоть и хаотично, но вполне благополучно. То прокрустово ложе, которое готовит СовФед для добровольческих инициатив граждан, вполне может спугнуть простое и зачастую спонтанное желание помочь ближнему. У законодателей свои аргументы: они хотят поддержать волонтёрство, поэтому в документе нет ни одной запретительной нормы. Но лучшее, как говорится, — враг хорошего.

Мария Бочко, 47News