Попытки охранять и реставрировать исторические памятники в Ленинградской области год за годом разбиваются об одни и те же преграды: о неразграниченную территорию, отсутствие документов и множество собственников. Поэтому на разрушающиеся объекты культурного наследия зачастую остается только смотреть и разводить руками. В 2013 году региональное правительство поставило перед собой задачу привести в порядок главный военный мемориал Ленобласти — Зеленый пояс Славы. Но и здесь благие намерения областной власти могут уткнуться в бюрократизм и оторванность федеральных чиновников от ленинградской земли.
Мемориальный комплекс Зеленый пояс Славы располагается на территории двух субъектов федерации — Петербурга и Ленинградской области. В его состав входят 35 объектов культурного наследия, 27 из которых находятся во Всеволожском, Кировском, Ломоносовском и Бокситорском районах. Все они были возведены в 60-70-е годы и представляют собой бетонные сооружения, увековечивающие подвиг защитников Ленинграда. Кроме того, на протяжении почти 200 километров линии обороны были разбиты парки и высажены аллеи. Входящие в состав Зеленого пояса Славы объекты условно разделены на три группы: «Блокадное кольцо», «Ораниенбаумский плацдарм» и «Дорога жизни».
Большая часть из этих объектов историко-культурного наследия нуждается в реставрации. Но вся загвоздка в том, что реставрировать по закону их можно только за деньги госказны, ведь подавляющее большинство памятников Зеленого пояса формально являются федеральной собственностью. «У семи нянек дитя без глазу. Имущественные комплексы принадлежат различным ведомствам: комитету по культуре Санкт-Петербурга, комитету по культуре Ленинградской области, министерству обороны РФ и ОАО «РЖД». Поэтому необходимо определиться с единой структурой, которая будет содержать эти памятники», - сказал во вторник на совещании по вопросу сохранения Зеленого пояса Славы губернатор региона Александр Дрозденко.
Проблемы главного ленинградского мемориала Великой Отечественной войны исходят из непонимания, какие конкретно объекты и зоны нужно охранять. Так, для начала не мешало бы документально установить границы территорий, которые подлежат защите со стороны властей. Работу эту должны выполнять регионы, но Ленинградская область из-за недостатка денег ждала, пока петух в одно место не клюнет. В результате прокуратура по факту бездействия комитета по культуре Ленобласти внесла представление. К его рассмотрению должны приступить уже в среду.
В 2013 году на определение границ охраняемых территорий объектов культурного наследия Зеленого пояса Славы Ленинграда выделена, по словам Дрозденко, «беспрецедентная сумма» - 22,5 млн рублей. Председателю областного комитета по управлению государственным имуществом Владимиру Артемьеву поставлена задача уложиться в срок до 1 октября. Но эта работа — меньшее из тех зол, что ожидают регион на пути к возрождению мемориала.
Параллельно с инвентаризацией памятников областное правительство и муниципалитеты должны определиться с суммой, которая нужна на реставрацию федеральных мемориалов. А потом и вовсе запросить эти деньги у министерства культуры РФ. Если учитывать опыт взаимодействия Ленобласти с федеральными структурами по таким финансовым вопросам, можно предположить, что у затеи не так много шансов на успех.
Как во вторник на совещании в областном правительстве рассказал вице-губернатор Николай Емельянов, 47-й регион неоднократно просил у руководства страны помощи в содержании военных памятников. В 2011 году даже была утверждена концепция программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов», разработанная Министерством обороны. Ленобласть предусмотрела софинансирование программы — по 2 млн рублей в течение 2011-2013 годов. Однако программа не была утверждена ни в 2011, ни в 2012 году, а в конце прошлого года и вовсе отменена за ненадобностью. В итоге надежды на благоустройство лишились 515 воинских захоронений Ленинградской области.
Не удались попытки областных властей попасть в ФЦП «Культура России». С 2009 года правительство региона шлет заявки на включение туда объектов Зеленого пояса, но только в 2010 году в честь 65-летия Победы федерация расщедрилась на 57 миллионов.
Основной принцип включения в эту федеральную целевую программу — наличие права собственности на памятник. Поэтому у Ленобласти есть еще одна головная боль: побудить Росимущество официально зарегистрировать право собственности на историко-культурные объекты. С памятниками в муниципальной и региональной собственности, по словам губернатора Дрозденко, проблем не будет: паспортизация и регистрация будет проведена в этом году за деньги области. Но по поводу федеральных мемориалов Александру Юрьевичу придется обращаться к правительству РФ, а то и к президенту Путину. Авось подсобит.
Впрочем, даже если границы охраняемых территорий будут определены, а право собственности на все памятники региона зарегистрировано, остается еще процесс передачи объектов в собственность Ленинградской области. Как рассказал во вторник председатель комитета по управлению госимуществом Владимир Артемьев, работа по передаче длится уже несколько лет, но за это время владельца сменили только 17 объектов. Сейчас в собственности 47-го региона находится 157 объектов историко-культурного назначения, в то время как в целом по области насчитывается 691 военный памятник.
В настоящее время Александр Дрозденко активно предлагает федералам отдать все мемориалы Зеленого пояса Славы Ленинградской области и возложить за них ответственность на областное Музейное агентство. «Мы готовы взять на себя содержание этих памятников и их реставрацию. Это будет обходиться бюджету Ленинградской области примерно в 10-15 миллионов рублей в год. Это цифра, которую мы готовы потянуть», - заявил губернатор журналистам.
Однако пока речь не идет о затратах области на содержание. Сейчас главная задача - привести в порядок весь Зеленый пояс к 70-летию Победы и найти ему единого хозяина. Только вот в российском государстве, как показывает практика, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. До очередного юбилея Великой Победы осталось всего 2 года, а работы у чиновников разного уровня лет на 10, а то и больше.
Мария Бочко, 47News