Тенденция последних лет — стягивание едва ли не половины населения Ленинградской области к границам с Санкт-Петербургом — грозит отдаленным районам региона обезлюдением и запустением. Статистика показывает, что люди продолжают покидать богом забытые территории области. Эксперты оценивают демографическое будущее 47-го региона неоднозначно: одни уверены, что политика областного правительства способна вернуть жизнь в отдаленные районы, вторые же настроены крайне пессимистично и уверяют, что восток области спасет только чудо.

Представьте картину: проселочная грунтовая дорога, уходящая куда-то за холм в направлении леса. По обочинам — сухие стебли болотной травы и чернеющие стволы деревьев. Где-то вдалеке виднеется дюжина покосившихся домов с замками на дверях и заколоченными ставнями. Последняя машина по этой дороге проехала почти два года назад — дети 76-летней Веры Степановны забрали старушку к себе в городскую квартиру. Бабушка была последней жительницей этой опустевшей деревеньки: она до последнего не хотела покидать родной кров, пока не осталась на хуторе совсем одна. Раньше тут всем двором сжигали масленицу и шумно гуляли свадьбы. Теперь в этой деревне никто не живет.

… Так случилось уже с несколькими населенными пунктами в Ленинградской области. И такая судьба ждет еще десяток или сотню деревень, если люди продолжат искать счастье поближе к цивилизации.

РОЖАЮТ БОЛЬШЕ, УМИРАЮТ МЕНЬШЕ

Государственная политика по увеличению рождаемости в стране все-таки возымела некоторый эффект: в Ленинградской области население растет, причем не только за счет мигрантов. По предварительной оценке на 1 января 2013 года, в регионе проживает 1 млн 751 тысяча человек. Еще 6 лет назад эта цифра была на 100 тысяч меньше. "Демографических проблем в Ленинградской области нет, - рассказал 47News заместитель руководителя "Петротстата" Дмитрий Дорофеев. - Конечно, в регионе, в отличие от Петербурга, рождаемость пока не превысила смертность, но тенденция положительная — население потихоньку увеличивается".

Рожать, действительно, стали больше. Если в 2005 году в регионе появились на свет 12 тысяч 863 ребенка, то уже в 2011 году - 14 тысяч 844 малыша. Естественная убыль населения сократилась с 20,5 тысяч человек в 2005 до 10,5 тысяч в 2011-м. И все бы хорошо, но в сравнении со среднероссийскими показателями Ленобласть по-прежнему в группе отстающих. Например, естественная убыль по России в 2012 году составила 2573 человека, сократившись за год в 51 раз. По данным министерства труда и социальной защиты РФ, в 40 регионах страны даже был зарегистрирован прирост населения. Ленобласть, как мы уже поняли, к этому числу пока не относится.

население_родившиеся.JPG

Кроме того, Ленинградская область лишена возможности латать демографические дыры трудоспособными мигрантами, как это делают регионы с крупными административными центрами. Мешает 47-му региону в этом пятимиллионный мегаполис, манящий своими огнями и предложениями работы. Согласно данным "Петростата", в 2011 году официальный миграционный прирост в Ленобласти составил чуть менее 26 тысяч человек. При этом из стран СНГ приехала пятая часть гостей.

ОПУСТЕВШИЕ ДЕРЕВНИ

Несмотря на положительную тенденцию по численности, с отрицательным сальдо рождаемости Ленинградская область далеко не уйдет. По мнению эксперта Дмитрия Дорофеева, в случае развития только близлежащих к Петербургу районов, "населения под 2 миллиона человек, конечно, будет достаточно". Однако если у власти Ленобласти стоит задача поднять с колен всю территорию региона, численность трудоспособных рук нужно срочно увеличивать. Впрочем, пока не понятно, каким образом.

Чем дальше от Петербурга, тем меньше человек встречаются на просторах региона. Как отмечают аналитики, уже почти половина населения Ленинградской области проживают в районах, граничащих с мегаполисом. Так, например, численность не очень большого по размерам Всеволожского района в 2012 году достигла 267 тысяч человек. Вторым по густонаселенности считается Гатчинский район — там более 238 тысяч человек. Число жителей в этих муниципалитетах за год может увеличиться сразу на несколько тысяч. В 2011 году в пределах региона сменили место жительства порядка 10 тысяч человек. Можно предположить, что поехали они явно не в Подпорожье.

Есть районы, где население планомерно сокращается — к их числу относится Бокситогорский район (за год численность проживающих уменьшилась примерно на 800 человек), Лодейнопольский и Ломоносовский (с января 2011 по 2012 год - минус 300 человек), Лужский район (на 400 человек меньше).

А еще люди чуть ли не массово едут из далеких деревень и сел: в Подпорожском районе на 26,6 тысяч горожан осталось только 4,8 тысяч сельчан. По данным "Петростата", во время переписи населения в 2010 году в Ленинградской области был обнаружен 151 населенный пункт, в котором не осталось ни души. При этом согласно переписи 2002 года без людей существовали 137 поселений. Лидеры по числу опустевших деревень — Лужский (27) и Бокситогорский (25 ) районы.

население.JPG

"До тех пор, пока в таких районах, как Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, были малочисленные школы, небольшие ФАПы, люди там еще жили, как только это исчезло, они стали оттуда уезжать", - считает директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. В числе проблем востока области он называет также изношенную коммунальную инфраструктуру и разбитые внутрирайонные дороги, плохое автобусное сообщение и нехватку рабочих мест.

Тяжелая ситуация в части убыли населения, по его словам, у моногородов — Пикалево, Волхова. Чуть лучше сейчас стали себя чувствовать Сланцы, Светогорск, Ивангород, Каменногорск, Кингисепп и Выборг. "На данный момент основная задача администрации Ленинградской области — это создание нормальных социальных условий для жизни в отделенных районах. Создание центров для комплексного оказания услуг — чтобы в одном здании располагались администрация, фельдшерский пункт, банк, коммунальный отдел и так далее", - считает Ходачек.

БЕЗ ДЕТЕЙ

Еще одна беда Ленинградской области — старение населения. Причем в нашем регионе она ощущается острее, нежели по стране в целом. Перепись населения 2010 года показала, что почти четверть жителей (24,6%) уже вышли из трудоспособного возраста. В стране этот показатель составляет 22,2%. Средний возраст граждан в Ленинградской области 41 год.

Все объясняет низкая рождаемость: согласно сухим цифрам статистики, для "замещения" родителей, нужно, чтобы семьи имели двух и более детей. Между тем, пятая часть женщин Ленобласти не родили за свою жизнь ни одного ребенка, 35,4% имеют только одного малыша, примерно столько же женщин — двоих детей.

Правда, в данной ситуации эксперты прогнозируют оптимистичное будущее. "Я бы не сказал, что нас ждет демографическая яма. Население стареет, но и рождаемость растет. Увеличивается число приезжих — не важно, иностранные это мигранты или нет. Так что здесь пессимизма я не вижу", - уверяет Дмитрий Дорофеев.

женщины1.jpeg

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Стабильный приток мигрантов позволяет Ленинградской области надеяться и на дальнейший прирост населения. Правда, концентрироваться приезжие трудовые ресурсы будут по-прежнему в 50-километровой зоне от Петербурга. Но Александр Ходачек верит, что изменить эту ситуацию может комплексное развитие отдаленных районов, на которое сейчас нацелилось областное правительство. "Сегодня уже утверждается схема территориального планирования, генпланы поселений, концепция развития Ленинградской области до 2025 года. И по объему инвестиций в основной капитал мы видим, что 82% инвестиций в Ленинградскую область носят прямой характер", - уверяет он.

Директор Социального института РАН Ирина Елисеева, в свою очередь, считает судьбу региона довольно туманной. "Много было разговоров об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но губернатор Дрозденко, как я понимаю, сейчас этот вопрос не рассматривает, поэтому нужно думать о развитии экономики региона. Думаю, что будущее Ленинградской области — в обслуживании развития Санкт-Петербурга. Теперь главная задача — найти точки устойчивого партнерства с Петербургом", - отмечает Елисеева.

У отдаленных районов тоже, по ее мнению, есть свой потенциал, но к качественному развитию правительство так и не приступило. "Тенденции к обезлюдению некоторых территорий, которые сейчас идут, пока не остановить. При этом отдаленные районы имеют свои преимущества и потенциал. Например, в Тихвине важен культурный компонент. Область плохо использует свой культурный потенциал. Движение в этом направлении начато, но оно непоследовательное, не поступательное", - констатирует директор социнститута. По ее словам, "только создание новых точек роста даст области возможность набрать новое дыхание".

А вот заместитель руководителя "Петростата" Дмитрий Дорофеев в светлое будущее востока области верит слабо. Он уверен, что люди как переезжали поближе к цивилизации, так и будут переезжать. "У меня пессимистичный взгляд. Я не вижу, каким образом мы можем людей вернуть в отдаленные районы", - замечает он.

Возвращать население в отдаленные районы — это задача областных чиновников. Причем, судя по прогнозам нехватки рабочей силы уже в ближайшие 4 года, озаботиться оно должно было этим вопросом еще вчера. Тенденцию бегства так просто не переломить. Поэтому всем нужно быть готовыми к тому, что уже завтра в Ленинградской области может опустеть еще какая нибудь забытая всеми глухая деревушка.

Мария Бочко, 47News