С 1 января 2013 года областная "скорая помощь" перешла на финансовые расчеты через фонд ОМС. Председатель комитета по здравоохранению Ленобласти Арчил Лобжанидзе уверил, что это лишь "следующий абсолютно продуманный и подготовленный этап" модернизации российского здравоохранения, и в работе медиков никаких перемен не произойдет. Однако специалисты на местах не согласны с этим утверждением и ссылаются на недоработки и возможные проблемы муниципалитетов. Мнения двух сторон узнавал корреспондент 47News.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

В четверг ответственные за здравоохранение Ленинградской области в лице вице-губернатора регионального правительства по социальным вопросам Николая Емельянова, председателя комитета по здравоохранению Арчила Лобжанидзе и исполнительного директора Ленинградского областного фонда ОМС Александра Алексеева провели пресс-конференцию. Они подробно попытались рассказать, что, несмотря на изменение схемы расчетов со станциями скорой медицинской помощи (СМП), в 47-м регионе для пациентов ровным счетом ничего не изменилось. Главное, что вся скорая помощь для граждан останется бесплатной.

"Принципиально в Ленинградской области с 1 января с точки зрения работы скорой медицинской помощи ничего не поменяется. Кроме того, Ленинградская область работает по одноканальному финансированию очень давно - часть районов с 2008 года. Существующие станции скорой помощи будут также работать, как и работали", - успокаивал Николай Емельянов.

В 2013 году потрясений, действительно, не произойдет. Этот и следующий год установлены в качестве переходных, и финансирование лечебных учреждений будет вестись по подушевому принципу. Проще говоря, 1/12 годовой суммы, заложенной на конкретную станцию скорой помощи (исходя из числа застрахованного приписанного населения) будет равными частями ежемесячно переводиться на счета учреждений. Впрочем, отчеты и счета в ОМС медучреждениям передавать все же придется — для анализа числа вызовов, корректировки сумм и контроля оказания экстренной помощи.

Мало того, деньги с этого года больницам перечисляются частями — 55% от предполагаемых затрат в текущем месяце, остальные по предоставленным счетам — до 15 числа следующего месяца, когда будут сведены воедино информация по пациентам. Общая сумма финансирования, заложенная на скорую помощь Ленобласти — 1 млрд 54 млн рублей.

Помимо этих чисто экономических изменений, появились новшества и в работе простых врачей, выезжающих на вызовы. Заполняемые специалистами на выездах всевозможные бумаги увеличились как в объемах, так и по содержащейся в них информации. "Изменения произошли в части оформления документов и предоставления их фонд ОМС на оплату. Для работников скорой медицинской помощи будет увеличена нагрузка по подготовке этих документов. Это займет определенное время", - отметил Емельянов.

Судя по всему, лишнее время придется тратить не только врачам, но и пациентам, потому что при вызове "скорой" им нужно предоставить паспорт и полис ОМС. Впрочем, незастрахованных людей без медицинской помощи оставить не должны. На их лечение уже предусмотрено 120 млн рублей. По заверению вице-губернатора Емельянова, для работников "скорой помощи" не будет разницы, к кому ехать на вызов: к обеспеченному бизнесмену или замерзающему на улице бездомному.

Коснется оптимизация и непосредственно диспетчерской службы. В ближайшее время власть намерена закрыть оставшиеся маленькие станции, переведя персонал на другую работу.

"Я прекрасно помню то время, когда в Тосненском районе многие выступали против. Когда я как главный врач ЦРБ начал закрывать маленькие диспетчерские пункты. Мы сделали единую диспетчерскую службу, а всех фельдшеров закрытых пунктов перевели на машины скорой помощи. Скоро у нас появится новый ситуационный центр, и мы будем знать, где какая машина у нас находится, какую машину мы можем быстрее послать. Мелкие диспетчерские должны быть закрыты и должна быть единая диспетчерская служба на территории Ленинградской области", - пояснил в четверг на пресс-конференции Арчил Лобжанидзе.

К категории мелких относится, например, диспетчерская служба в поселке Советский Выборгского района, которую из-за малочисленности вызовов решили объединить с диспетчерской на базе подстанции Приморского городского поселения. По данным пресс-службы администрации Выборгского района, согласно штатному нормативу, на 1 круглосуточный пост фельдшера или медицинской сестры по приему вызова должно приходиться 30 тысяч выездов в год. В Советском поселении в среднем регистрируется лишь 2400 вызовов. Этого, по мнению чиновников, недостаточно для сохранения подстанции при финансировании из средств фонда обязательного медицинского страхования.

Ситуационный центр, если правильно сойдутся звезды, будет открыт уже в 2013 году на базе Ленинградской областной клинической больницы. Он должен будет объединить работу 19 оставшихся районных диспетчерских служб "скорой помощи". Для этого уже все машины оборудованы системой ГЛОНАСС. Осталось только свести данные с российского аналога GPS в единую сеть.

НОВЫЕ ВОПРОСЫ

Пока председатель комитета по здравоохранению уверенно заявляет, что "никаких проблем с финансированием медицинских работников не будет", в муниципалитетах пытаются наскрести деньги на зарплату своим работникам. Как рассказал корреспонденту 47News главный врач Выборгской станции скорой медицинской помощи Александр Койдан, российские власти "снова где-то поспешили".

"Сам по себе переход на систему ОМС правильный. Но меня больше всего беспокоит то, что многие муниципалитеты к нему не готовы. У них не подготовлена, в первую очередь, материально-техническая база. Многие подстанции в районах, например, не оснащены компьютерами, не подключены к интернету, нет специальной программы, в которую должны вноситься данные о пациентах, не проведено обучение персонала и так далее", - рассказал главврач.

Кроме того, не до конца врачам понятны стандарты оказания скорой медицинской помощи. По словам Койдана, должны быть четкие тарифы на каждое действие медработников. "Кто мне заплатит за безрезультатные вызовы, которых в среднем по области от общего числа обращений порядка 6-8%? - вопрошает главврач Выборгской станции скорой медицинской помощи. - Как станет оплачиваться оказание неотложной помощи". На эти вопросы у медработников в муниципалитетах пока нет четких ответов. А ведь в том случае, если стандарты оказания помощи выполнены не будут, медучреждение может и не получить деньги.

Даже несмотря на сохранение на ближайшие два года подушевого финансирования, станции скорой помощи уже столкнулись с денежными проблемами. Той же Выборгской станции в январе перечислили 55% месячной суммы в качестве аванса, но этих денег, по уверениям главного врача, не хватает даже на зарплаты. Месячный объем финансирования у него 8 млн рублей. Но это из расчета застрахованных жителей. Таких в Выборгском районе, по словам Койдана, 153 тысячи человек. В то время как все население — почти 210 тысяч.

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С переходом на ОМС "скорая помощь" фактически выходит на рыночные условия, где нужно бороться за каждого клиента, а неэффективные вынуждены объединяться с сильнейшими или уходить. Согласно территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области, на 2013 год средний норматив на один вызов "скорой" установлен в размере 3087 рублей.

Однако на этот рынок наши станции СМП выходят не в самом лучшем виде: укомплектованность врачебными бригадами составляет только 62%, а средним медперсоналом — 75%. С учетом всех совмещений и лишних дежурств в среднем врач "скорой" получает 37,8 тысяч в месяц. При этом большого ажиотажа среди молодежи, готовой работать в сложных полевых условиях за такие деньги, не наблюдается.

Такой перекос, по идее, могла бы ликвидировать частная "скорая помощь", решившая включиться в систему ОМС. Негосударственные медицинские компании уже давно оказывают бесплатную для граждан амбулаторную помощь, получая за это деньги фонда. Но в случае со "скорой" частникам нет никакой выгоды. По словам исполнительного директора Ленинградского областного фонда ОМС Александра Алексеева, пока не было ни одной заявки от частной компании. "Их затраты на выезд "скорой" намного выше. Они запрашивают норматив в 5 тысяч по городу, а по области и того больше, - отметил он. Это почти вдвое больше, чем то, что покрывается из фонда ОМС.

Сейчас справляться с вызовами почти 1 миллиона 800 жителей Ленинградской области приходится 1800 работникам "скорой помощи". Отныне благополучие медиков напрямую зависит не только от качества лечения человека, но и от того, насколько часто этот человек болеет. Впрочем, выжило же остальное здравоохранение при переходе на систему ОМС, должна выжить и "скорая". Главное, чтобы в итоге каждой модернизации, выживали еще и пациенты.

Мария Бочко, 47News