Представим, что Петербург и Ленобласть — это две "заклятые" подруги. Одна ходит по клубам и носит очки Prada. Вторая штурмует библиотеки и изучает китайский. Первая купается во внимании и деньгах, вторая ездит на автобусе и на чем-то экономит. Сначала тихоня не пользуется особой популярностью. Но уже вскоре она становится успешной бизнес-леди, и даже миллионер из Китая уходит к ней от ее подруги-тусовщицы. Это результат правильной экономической политики и создания благоприятных условий для инвестиций.
Миллионер из Китая - это, собственно, промышленные предприятия, которые ищут хорошую площадку для своего развития. Конкуренция за таких миллионеров, и, собственно, за деньги между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью постепенно обостряется. Причем в этом перетягивании инвестиционного каната тактика 47 региона выглядит, по мнению экспертов, куда более перспективной, чем политика мегаполиса. Об этом говорят хотя бы последние законодательные акты, касающиеся налоговых отношений с уже работающими компаниями.
Земля в Ленобласти всегда стоила дешевле, чем в Петербурге. Это логично и с этим никто не спорил. Но с января 2013 года эта стоимость - в виде налогов, аренды, выкупа - стала в городе для многих неподъемной. Российские законы обязывают не реже, чем раз в пять лет проводить кадастровую переоценку земли. Вот Петербург и переоценил. "Кадастровая стоимость земли была пересмотрена без обсуждения заинтересованными сторонами. В результате, земельный налог очень сильно увеличится, где-то в 3 раза", - поясняет советник президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Межевич.
По другим оценкам, земельный налог в мегаполисе при таком раскладе вырастет до 5 раз. "Работающие промышленные предприятия были поставлены в тяжелое материальное положение", - отмечает председатель комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗАКСа Петербурга Юрий Гатчин. Конечно, губернатор Георгий Полтавченко уже одумался и внес в городской парламент законопроект, снижающий ставку налога для промышленников с 1,5% от кадастровой стоимости до 1,25%.
По словам Гатчина, в среднем налог для предприятий при принятии этого документа снизится на 16-17%. Но что это в сравнении с двух-трехкратным ростом цены на землю?
Еще сложнее дела обстоят с коэффициентом выкупной стоимости земли, расположенной под промышленными предприятиями. В прошлом году закончился льготный период выкупа, и цены на землю в некоторых регионах оказались драконовскими. Ленобласть пошла по своему пути — установила для предприятий ставку в 15% от кадастровой стоимости. Манит пряником инвесторов, не иначе. В Петербурге соответствующий законопроект пока обсуждается парламентариями. Но предполагается, что ставки эта будет выше процентов так на 10%. "Выкуп земли в 25% от кадастровой стоимости — это будет непосильно для предприятий", - констатирует Анатолий Межевич.
По некоторым, пока неофициальным данным, ряд налогоплательщиков Санкт-Петербурга все чаще посматривает в сторону Ленобласти. Порядка пяти компаний в течение последнего года наведывались в областное правительство и узнавали что по чем. Намерения свои они пока не афишируют. Но интерес крупного бизнеса мегаполиса к Ленинградской области уже заметен. Например, в декабря сообщалось, что местечко ищет Всеволожский завод алюминиевых сплавов. “Деловой Петербург”в конце года рассказал, что ВЗАС вполне серьезно рассматривает возможность своего расширения из Петербурга в область - чтобы перейти на углубленную переработку сырья.
Из уже реализованного можно вспомнить компанию "Сименс Технологии Газовых Турбин", которая решила построить завод по выпуску газовых турбин именно в Ленобласти, а не в Петербурге, где у нее было зарезервировано несколько десятков свободных гектаров. А “Сименс” - это,, между прочим, 4,3 млрд рублей инвестиций. Как писал в сентябре прошлого года “Коммерсант”, ряд аналитиков указывает на отсутствие заинтересованности петербургской власти в привлечении инвестиций, что делает город для инвестора все менее интересным.
Тогда вовсе не удивительно, что Холдинг Grupo Antolin в начале 2013 года заявил о своих намерениях расширить производство автокомплектующих именно в границах 47 региона.
“Во-первых, в Ленобласти ниже стоимость земли. Государственная земля осталась в минимальном объеме, что в Петербурге, что в Ленобласти. Поэтому когда предприятия выбирают куда инвестировать, они берут землю на рынке, и у нас она дешевле, - рассказал 47News вице-губернатор Ленобласти Дмитрий Ялов. - Во-вторых, в регионе более привлекательная система налоговых льгот. В Петербурге есть определенные льготы только для сверхкрупных инвесторов”.
Но почивать на лаврах рановато. Эксперты хоть и признают активность региональных властей, но уверяют - массового исхода налогоплательщиков из Петербурга не будет.
"Какие-то небольшие предприятия, конечно, могут уйти в Ленобласть. Вы знаете, что многие дорогие и имиджевые автомобили зарегистрированы в 47 регионе, поскольку налог там ниже. Если будет массовое бегство в Ленобласть, будем что-то с этим делать, но у крупных предприятий такого не получится. Ведь не могут, скажем, "Адмиралтейские верфи" быть зарегистрированы в Гатчинском районе", - замечает петербургский депутат Юрий Гатчин.
С ним согласен директор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек: “Я бы не говорил об особо выгодных условиях в Ленобласти. Хотя, действительно, в регионе поощряют предприятия, которые бы хотели у них зарегистрироваться и развивать производство. Некоторые предприятия вероятно захотят перейти из Петербурга в Ленобласть. В первую очередь, это могут быть производства строительных материалов или автокомплектующих”.
Борьба за деньги между двумя соседствующими и отчасти зависящими друг от друга регионами может развернуться нешуточная. Ленобласти, несомненно, эта борьба с красивой подругой дается непросто - приходится иногда жертвовать бюджетными деньгами и подсчитывать упущенную выгоду. Но тут на руку промышленная политика соседа, которую эксперты характеризуют как “слабую”. Как сказал 47News Анатолий Межевич, “экономический блок правительства Санкт-Петербурга работает не очень активно”и “Петербург последние полтора года вопросом улучшения делового климата занимается очень слабо”. Теперь дело за малым: успеть перетянуть одеяло на свою сторону.
Мария Бочко, 47News