Публикуем фоторепортаж читательницы 47News Нэлли Вавилиной о состоянии мемориального музея Дороги Жизни в Кировском районе Ленинградской области, сгоревшего более двух лет назад.
"Более 2 лет назад, сразу после майских праздников 65-летия Победы, сгорел легендарный музей Дороги Жизни в дер. Кобона Кировского района Ленобласти (в том же доме располагался музей поэта А.Прокофьева), - сообщает читательница 47News. - Чиновники обещали его восстановить. Тогда даже Путин возмутился таким отношением к исторических памятникам. Однако с тех пор никаких "телодвижений" по этому поводу нет и не предвидится (ссылаются на отсутствие денег). Более того, никакой информации о будущем музея нет ни у жителей Кобоны, многие из которых прошли войну, ни в общественных организациях. При этом, на всех официальных областных сайтах музей позиционируют, как существующий. Музей, действительно, был уникальный и не менее исторически важный, чем другие объекты, посвящённые Дороге Жизни. По словам жителей деревни, на часть земельного участка, на котором располагался музей, уже положили глаз".
Кобона стала известна в годы Великой Отечественной войны. Здесь проходила знаменитая Дорога жизни, связывавшая блокадный Ленинград с Большой землей. По Дороге жизни проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава — по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева. Первая колонна из 60 машин с продовольствием ушла из Кобоны по льду Ладожского озера в блокированный Ленинград 23 ноября 1941 года. Зимой 1941—42 года в Ленинград через Кобону было перевезено более 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов, а из Ленинграда было эвакуировано около полумиллиона человек. Летом 1942 года был создан Кобоно-Кареджский порт. К северу от Кобоны было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели временную железнодорожную линию, связывающую Ладожское озеро со станцией Войбокало. От Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов. По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС. Зимой 1942-43 года от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога по льду Ладожского озера.