В ожидании принятия, наверное, самого важного для Ленинградской области документа на ближайшие 12 лет - концепции социально-экономического развития региона - 47News решил поговорить с одним из ее разработчиков. Руководитель проектного направления Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Артём Калошин в интервью рассказал, кто ответственен за создание концепции, в каком направлении Ленобласти стоит двигаться, и почему европейцы еще будут искать работу в 47 регионе. Кроме того, он пояснил, зачем вообще региону нужен документ за 15 миллионов, и не случится ли так, что власть и эту концепцию благополучно забудет в ящике стола. 

Концепция разработана. Настало время обсуждать
 
- Недавно проект концепции развития Ленинградской области до 2015 года появился в открытом доступе, то есть это значит, что фабула уже готова, основные расчеты произведены. Объясните, пожалуйста, кто же все-таки принимал участие в разработке концепции.
 
- Была сформирована достаточно обширная команда экспертов. Кроме ЦСР Северо-Запад, который является генеральным подрядчиком по контракту, привлечена финская компания Finnish Consulting Group, специалисты из "НИПИ Урбанистики" и из Леонтьевского центра, которые будут проводить экспертизу проекта. Кроме того, мы привлекали и ряд независимых отраслевых экспертов, в частности, по здравоохранению, сельскому хозяйству, спортивной инфраструктуре, туризму. Проводились круглые столы по отдельным отраслям, на которых также приглашали экспертов и представителей бизнеса.
 
- Как участвовала власть? Пока, насколько я понимаю, активно включен в работу над документом был только вице-губернатор Дмитрий Ялов. Остальные вице-губернаторы имеют представление о концепции? Им ведь ближайшие несколько лет по ней жить и работать.
 
- Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности, который возглавляет Дмитрий Ялов, является заказчиком и ответственным исполнителем внутри правительства Ленинградской области. На данный момент мы сводим этот документ и обсуждаем его с комитетом экономического развития, затем будем обсуждать с другими профильными комитетами. В любом случае, каждый из комитетов правительства области будет ознакомлен с концепцией и получит возможность дать свои заключения, предложения и правки.
 
- Насколько я помню, вы понизили начальную цену контракта с 18 до 15 миллионов рублей.
 
- Да, мы рассчитали стоимость выполнения этого контракта в 14 миллионов 900 тысяч рублей.
 
- Почему, на ваш взгляд, в конкурсе участвовала только ваша компания?
 
- Мне сложно комментировать позицию других организаций. Здесь надо учитывать тот момент, что классические консалтинговые агентства заинтересованы в контрактах с высокой маржой. Здесь же сумма, предлагаемая за разработку, значительных прибылей исполнителя не предусматривает. Мы посчитали, что такие ценовые условия конкурса нас устраивают.
 
- Концепция, согласно контракту, должна быть разработана всего за 70 дней. Как такой большой и серьезный проект развития целого региона в ближайшие 12 лет можно разработать за такой недолгий срок?
 
- Да, это сложная задача, и именно поэтому была привлечена очень большая команда экспертов. После завершения основного периода разработки проходит дополнительное обсуждение, дополнительный сбор предложений, корректировка. Это общепринятая практика создания таких документов.
 
- 70 дней уже истекли. К нынешнему моменту что готово?
 
- Документ концепции готов, он был направлен на обсуждение в комитет экономического развития. Сейчас мы вносим некоторые корректировки. В следующем году после обсуждения в правительстве области документ будет внесен в Законодательное Собрание для рассмотрения и последующего утверждения.
 
- Помните, год-полтора назад была уже подобная концепция, которая утверждалась ЗАКСом? Вам известно, куда она делась? Вы брали в расчет прошлый труд?
 
- Предыдущая концепция была утверждена год назад областным законом. В том документе расставлены определенные приоритеты, но та концепция не учитывала изменения, произошедшие в национальной и мировой экономике. В этом смысле документ требовал переработки. В мае президент ввел, в том числе, новые показатели эффективности деятельности органов государственной власти. Также были определены четкие федеральные приоритеты на ближайшее будущее. Конечно, стратегические документы развития регионов, должны все эти факторы учитывать.
 
Если говорить о предыдущем документе, то мы решаем задачу создания концепции в другом ключе. В предыдущем документе были указаны общие направления без концентрации на предметных вопросах. В новой концепции, которая разработана сейчас, определены конкретные точки развития и инструменты решения актуальных задач. Кроме того, согласно закону Ленинградской области, в течение полугода после вступления в должность новый губернатор должен провести корректировку или изменить существующие концепции. Именно поэтому такая работа началась в 2012 году.
 
- Зачем вообще нужен такой документ? Ведь жили же без него.
 
- Жили, потому что был другой подход к планам развития. Условно, ресурсы развития были прозрачными и понятными. Сейчас задачи, которые нам предстоит решать в ближайшем будущем, усложнились. И это требует новых подходов. 
 
- Времена меняются, но люди остаются, по сути, те же. Власть вообще готова, на ваш взгляд, перестроить себя, чтобы работать по предложенным направлениям? А то вдруг и эта концепция проведет остаток дней в ящике стола.
 
- Если бы власть была не готова, она бы все это не затевала. Мы уверены, что создаваемая с нашей помощью концепция станет основой изменений в региональной экономике.
 
Атомные точки роста
 
- Давайте уже перейдем от общих слов в конкретике. Кстати, одним недостатков прошлой концепции были как раз общие слова и сплошная теория, за что ее и ругали. У вас есть конкретные предложения – что строить, где развиваться?
 
- Конечно. Есть раздел с приоритетными направлениями. Но здесь следует помнить, что есть несколько уровней стратегирования: концепция, стратегия и программа. Концепция — это документ общего понимания, как должен развиваться регион. Она не предусматривает пошаговой инструкции. Дальше на основе концепции либо разрабатывается стратегия, либо разрабатывается сразу среднесрочная программа, где прописаны школы, больницы, заводы, дороги. Такой подробной детализации в концепции, конечно, быть не может. Это задача следующего этапа.
 
- Один из разделов документа – это список проблем, с которыми Ленинградской области придется столкнуться в ближайшие годы. Вы можете их перечислить?
 
- Ключевые проблемы связаны, в первую очередь, с неравномерным расселением и неравномерным развитием территории. Люди уезжают из восточных и южных районов и селятся рядом с Санкт-Петербургом. Вторая проблема - это повышенная нагрузка на инфраструктуру и экологию приграничных районов. Третья важная проблема – отсутствие точек инновационного роста. При вступлении в ВТО традиционные отрасли уже не смогут обеспечить того бурного развития, которое было в предыдущие годы. Нужно создавать эти точки развития, и я, в первую очередь, говорю о предприятиях "Росатома", которые расположены на территории Гатчины и Соснового бора. Именно они имеют наиболее высокий потенциал для создания новых продуктов и новых технологий.
 
Еще одна важная проблема связана со старением населения и естественной убылью. Здесь, конечно, нужно очень плотно работать с системой здравоохранения для снижения уровня смертности и повышения рождаемости. Также важно готовиться к тому, что миграционный поток все равно будет. Это свойство растущих экономик. Поэтому нужно проводить социально-культурную политику по адаптации мигрантов и понимать, как мы будем восполнять нехватку трудовых ресурсов.
 
- С тем, что нам нужно, более-менее понятно. А как достичь этого "нужно"? Какими инструментами? Каким образом привлекать рабочие руки, инвестиции, как удержать население на востоке региона?
 
- Что касается экономического развития, то важно на данном этапе определить инновационные зоны. Это Гатчина и Сосновый бор. "Роснано" уже инвестирует в строительство наноцентра в Гатчине, там же планируется развитие технопарков. Сосновый бор будет развиваться в рамках стратегии "Росатома".
 
Во-вторых, нужно определить четыре точки развития агломерации Санкт-Петербурга. На севере у нас есть Бугры, Мурино, другие мини-города и поселки, связанные с мегаполисом, и поэтому там первоочередными являются задачи по строительству жилой и коммерческой недвижимости, созданию новых рабочих мест. Если мы говорим про южные и восточные пригороды Санкт-Петербурга, то понятно, что в рамках агломерации нужно развивать Янино, на юго-востоке - Кудрово, на юге – район Волхонки. Сейчас у нас происходит стихийная застройка территории вокруг КАД, а нужно определить четыре точки и развивать именно их.
 
Что касается развития отдаленных территорий, то важно предусмотреть критерий работы с конкретными территориями. В восточных районах области необходимо поддерживать инфраструктурные проекты, а также запустить отдельные программы поддержки предпринимательства. Например, создать специальную программу в сфере сельского хозяйства и в сфере лесопромышленного комплекса.
 
Тут же необходим запуск программы по развитию туризма. На территории Ленинградской области большое количество памятников культуры, но маршрутных карт по региону пока не существует. Буквально сейчас необходимо разработать совместные маршруты между районами. Старая Ладога – это проект-ледокол, в той же плоскости должны развиваться Выборг, Луга, в которой много усадьб, Гатчина, Ивангород, Тихвин и Кировский район, так называемый "серебряный щит". Кроме того, мы предлагаем разработать программу развития исторических центров городов.
 
- Не много ли приоритетных направлений? Не будут ли размываться деньги, и другие ресурсы?
 
- Не будут, потому что в каждом приоритетном направлении есть что-то, что нужно поддерживать в первую очередь. В туризме, например, мы должны поддерживать культурно-познавательный и рекреационный туризм. И так будет по каждому направлению. 
 
- Какие же тогда первоочередные направления в промышленности с учетом вступления в ВТО вы рассматриваете?
 
- По оценке экспертов, в частности, "Российской экономической школы", у нас больше всего выиграет от вступления в ВТО металлургия и химическая промышленность. Больше всего угроз для лесопромышленного комплекса, потому что здесь начнется очень высокая конкуренция.
 
По легкой промышленности, текстилю и машиностроению многими экспертами прогнозируется падение. Это вызов для нашего сельского хозяйства, многим компаниям на этом рынке необходимо за время переходного периода модернизироваться. Агропромышленный комплекс Ленинградской области уже сейчас является одним из основных поставщиков продовольствия для всего Северо-Запада, это положение необходимо сохранить. И нужно, конечно, работать с развитием национальных брендов.
 
- А с какими инновациями мы можем выйти на рынок?
 
- Ведущую роль будет играть объединенный кластер Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере фармацевтических, радиологических и медицинских производств.
 
- Не отстала ли Ленобласть по инновациям? Лидирующие позиции на рынке уже ведь заняты, и нам придется довольствоваться ролью догоняющего?
 
- Смотрите, Nokia тоже была лидером в начале 2000-х годов. Где сейчас Nokia и где сейчас Samsung с точки зрения лидерства на рынке производства мобильных телефонов? В инновациях не бывает постоянных лидеров. Можно быть сначала отстающим, но если в инновации не вкладываться вообще, то и обеспечить рывок будет крайне сложно.
 
- Области для реализации понадобится увеличение потоков денег из федерального бюджета, из внебюджетных источников, должны быть какие-то безумные доходы местных бюджетов?
 
- Нет, никаких безумных доходов мы, конечно же, не учитывали. Мы закладывали тот рост экономики, который прогнозируется в расчетах Минэкономразвития, то есть от 3,5% до 4,5% в целом по стране и до 6% по Ленинградской области. Нужно быть реалистами, поэтому мы исходим из того, что рост экономики будет умеренным.
 
- Какие-то серьезные вливания из федерального бюджета на развитие инфраструктуры или создание якорных проектов понадобятся?
 
- Якорные проекты – это, в первую очередь, Nord Stream, но вторая нитка газопровода подведена к Выборгу, так что в нее вложения уже осуществлены. Остается Усть-Луга и ЛАЭС. Есть проекты, связанные с комплексным развитием РЖД. Нужно понимать, что в стране в целом сейчас тоже умеренный рост, соответственно федеральное правительство будет сокращать издержки и осторожно подходить к масштабным инвестиционным проектам.
 
- Общая сумма, которая нужна будет Ленобласти для реализации всех задумок, в вашем документе есть?
 
- Оценка по объему инвестиций есть. Но конкретная цифра будет названа чуть позже.
 
"Среднедушевые доходы должны достигнуть 68 тысяч"
 
- Итак, представим, что ваша концепция заработала и все вышеозвученное случилось. К каким показателям мы должны прийти в 2025 году? Скажем, по уровню жизни, по уровню зарплат.
 
- В области на 2025 год должны появиться точки инновационного роста, регион должен стабилизировать ситуацию с развитием территорий, увеличить количество бездотационных муниципалитетов, стабилизировать ситуацию с миграционными потоками. Область должна скоординировать развитие с Санкт-Петербургом по конкретным точкам. Уровень доходов населения сохраняет показатели выше среднероссийских. Области необходимо обеспечить рост на уровне 5%.
 
- Все это снова общие слова. Вы можете сказать, какого уровня дохода по области желательно достичь к 2025 году? Не просто "мы должны жить хорошо", а "получать будут столько" и "жить будут так".
 
- Сейчас эти цифры проходят этап проверки и корректировки. Когда мы согласуем эти показатели, тогда и будет это озвучено. Причем, в ближайшее время.
 
- Но вы же на что-то ориентировались, когда делали расчеты?
 
- Да, еще раз повторю: 5-6% роста существующих экономических показателей. Соответственно, если мы сейчас имеем реальные среднедушевые доходы 16 тысяч рублей, то к 2025 году они должны у нас увеличиться почти в 4 раза и достигнуть примерно 68 тысяч рублей. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2025 году составит около 1,4 трлн руб. Точные цифры будут указаны в концепции.
 
- Мы так много говорим об экономической стороне, но концепция-то в том числе и социальная. Что, согласно документу, нужно сделать, чтобы улучшить эту сторону жизни? Как, например, поднять рождаемость?
 
- Что касается повышения рождаемости, то одно направление, которое есть – это строительство перинатального центра. Еще надо поддерживать институт семьи. Нам необходимо развивать программы поддержки молодых семей. Второй момент – мы должны развивать многофункциональные центры по оказанию муниципальных услуг, запустить передвижные фельдшерско-акушерские пункты и так далее.
 
- К 2025 к какой численности населения Ленинградской области предстоит прийти?
 
- По примерным расчетам к 2025 году население должно увеличиться на 250-270 тысяч. У нас еще есть прогноз, что к 2025 году в районы, примыкающие к Санкт-Петербургу, в самой Ленинградской области может мигрировать около 600 тысяч человек. Это внушительное число людей, на данный момент мы только оцениваем, как они распределятся, но нам надо уже сейчас учитывать эту цифру.
 
- По словам Дрозденко, к 2016 году Ленобласти будет не хватать около 80 тысяч рабочих. Программы по привлечению трудовых ресурсов заложены в концепции?
 
- Отдельные программы на уровне концепции не заложены. Это задача следующего этапа. Ленинградская область очень привлекательна в качестве места работы, сейчас нужно просто создавать достойные условия для специалистов и развивать инструменты социализации трудовых мигрантов.
 
- Для реализации концепции области нужно будет выходить с законодательными инициативами?
 
- Да, у нас есть специальный раздел, связанный с законодательными инициативами. Сейчас существуют административные барьеры, которые необходимо убирать. В рамках концепции также разрабатываются дорожные карты по работе с инвестициями. Ну и, конечно, вопросы взаимодействия власти и бизнеса. Сейчас муниципалитет не всегда заинтересован в работе с бизнесом, потому что у среднего муниципалитета большие нагрузки на развитие социальной сферы, да и нынешнее распределение налогов оставляет у муниципалитетов не такие большие доходы. Нужно предусмотреть некоторое перераспределение налогов, чтобы у муниципалитетов появлялась заинтересованность в работе с бизнесом.
 
- Сейчас пошла новая волна обсуждения объединения Санкт-Петербурга и Ленобласти. Как ваша концепция впишется в новые реалии, если это все же произойдет?
 
- Этот тренд мы не учитывали, не рассматривали такой сценарий. Естественно, в случае объединения субъектов концепция будет корректироваться.
 
- Вы ориентировались на какие-то другие регионы или страны по уровню жизни при разработке концепции?
 
- Мы не ставили планов в кратчайшие сроки достигнуть уровня жизни Финляндии или Швеции. Нам важно создать конкурентоспособные условия в первую очередь с Санкт-Петербургом. Причем уровень жизни в Санкт-Петербурге по ряду показателей уже не хуже, чем в Финляндии. А, например, уровень безработицы в Финляндии выше. В Усть-Лугу уже стремятся специалисты из дальнего зарубежья. Знаете, через 10 лет мы еще посмотрим, кто к кому будет ездить. Так что, не удивлюсь, если в европейских странах будут очереди за получением российской рабочей визы.
 
Беседу вела Мария Бочко, 47News