Слоган "Gilette-лучше для мужчины нет" долго будут вспоминать в семье петербуржца Виталия Новикова. В минувшую пятницу, 30 ноября, он вместе с женой и двумя маленькими детьми зашёл в выборгский гипермаркет "Карусель" за продуктами как обычный человек, а вышел как VIP-персона — в сопровождении нескольких охранников и директора магазина.

Семья набирала в корзинку продукты и вещи. Отец семейства решил купить упаковку лезвий для бритвы и даже взял её в руки. До конца (то есть до корзинки) замысел он довести не смог —  внезапно проснулась трёхмесячная дочка, и он в срочном порядке выдал малышке соску. Упаковка бритв осталась одиноко лежать на первой попавшейся полке, куда её откинул несостоявшийся владелец.

Охраннику магазина эта ситуация показалась неправильной — после того, как Виталий оплатил покупки, к нему подошли. "Взяв чек и платежную карту, я собрался отъезжать от кассы, но путь мне преградил охранник Дмитрий. Он попросил чек. Я нашел ему чек среди покупок и он внимательно его изучил. Затем сообщил, что я должен поговорить с его старшим", - вспоминает Виталий.

После долгих разбирательств и уже в комнате для досмотров выяснилось: сотрудники магазина считают, что Виталий кассеты с бритвами взял с собой, но не заплатил. Подтверждений первого у них не было, в качестве доводов на второй пункт - в кассовом чеке не было данных о кассетах.

"Я сообщил, что действительно – я выложил их на одной из полок и извинился, что не положил их на место. Мне сказали, что не могут меня отпустить, и я должен показать место, где я их оставил. Я ей напомнил, что я не должен ей ничего, а место просто не помню, так как дочка заплакала, и я отвлекся на нее", - пересказывает диалог Виталий. Ему как генеральному директору одной из петербургских консалтинговых фирм показалось возмутительным обвинение в воровстве.

Виталий с семьёй попытался уйти из магазина, но двери заблокировали. "Охранники вцепились в меня и в мою корзину. На выход скопилось около 40 покупателей, некоторые выражали недовольство. На входе около 15 человек долбили в двери. Начался гвалт, митинг, протесты покупателей, толпа росла. Девочка наша уже рыдала в голос. Магазин был закрыт 20 минут", - продолжает Виталий.

Спас ситуацию директор магазина, прилетевший на крики и призвавший охранников к разуму. "Я согласился на его просьбу, мы вошли в торговый зал, нашли кассету за пять минут. Нас незаконно удерживал в магазине ЧОП с дивным названием "ВПЧ" в течение 40 минут, в итоге я опоздал на маникюр – спасибо "Карусели", - добавляет он.

После инцидента Виталий Новиков решил, что просто так поведение охраны не оставит. "Я написал заявление в районную прокуратуру, в отделение полиции, напишу еще в Роспотребнадзор и много куда еще", - обещает он. "Проблема в том, что покупатель никак не может воспрепятствовать такому отношению охранников. Я вот боксом увлекаюсь, дал бы им по голове, мне бы дали года два. А они могут задержать меня на час, и им ничего не будет", - возмущается он.

В  самом магазине "Карусель" в Выборге подтвердили, что пятничный инцидент у них произошёл, но от официальных комментариев отказались, отправив в пресс-службу сети X-5 Retail Group, которой принадлежит гипермаркет. Впрочем, в магазине заявили, что во-первых, охранники с покупателем вели себя вежливо и никого не удерживали, во-вторых, будет проведено внутреннее расследование в отношении этих самых охранников. "Покупателю не стоило так переживать, это не самое страшное, что может произойти в жизни", - сделали вывод на том конце провода.

Юридическая служба Агентства журналистских расследований так прокомментировала инцидент в выборгском магазине "Карусель": "Если у охранников возникли подозрения, что мужчина что-либо украл в магазине, они должны были составить акт и вызвать сотрудников полиции. Охранники могли предложить покупателю вывернуть карманы и показать содержимое, но если он не захотел этого делать, они могли попросить его задержаться до приезда полиции. Сами охранники досматривать покупателей не могут — это запрещено. Жену с детьми охрана не имела права задерживать, само по себе это является нарушением. Но доказать в суде это вряд ли удастся, суд скорей всего воспримет это как нарушение норм этики, не более того", - пояснила юрист Евгения Бурмасова.

К слову, подобные инциденты в магазинах "Карусель" не являются редкостью. К примеру, несколько лет назад в Петербурге разгорелся скандал, когда один из покупателей, преподаватель консерватории, заявил, что его избили охранники "Карусели". Впрочем, аналогичные жалобы раздаются и от покупателей других крупных торговых центров по всей стране. Вопиющий случай произошёл в Воронеже год назад — пожилая женщина скончалась от сердечного приступа, когда её обвинили в краже шести глазированных сырков.

Юлия Гильмшина,

47News