Областные власти решили бороться с нелегальными автобусными перевозчиками. Для этого они наконец разработали закон о наземном общественном транспорте. В ходе обсуждения выяснилось, что муниципальных чиновников волнует не как таковая борьба с нелегалами, а схема покрытия убытков перевозчикам.

Власти Ленинградской области представили закон, которого ждали последние годы - "О наземном пассажирском транспорте общего пользования". Несмотря на развитую транспортную систему и множество проблем с ней связанных, в регионе до сих пор не было нормативно-правового акта, эту сферу регулирующего. В отличие, к примеру, от соседнего Петербурга, где аналогичный закон работает более 13 лет. Из-за этого возникали споры: положение, регламентирующее деятельность областного транспорта, успело побывать в различных судебных инстанциях.

В четверг, 29 ноября, на заседании правительства Ленинградской области законопроект представил исполняющий обязанности председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Алексей Никифоров. По его словам, основная цель закона - исключить возможность нелегальных перевозок пассажиров, закрепить порядок проведения конкурсных процедур и заключения договоров с перевозчиками. К примеру, предполагается ввести паспортизацию всех маршрутов, что позволит чиновникам строже следить за перевозчиками.

"Транспортная система области пока страдает от нелегальных перевозчиков, страдают прежде всего внутримуниципальные маршруты. Закон, о котором я говорю, не позволяет прямо запретить работу перевозчиков без заключения договоров с администрацией. Но надо смотреть на опыт Петербурга, который показывает, что принятие закона - первый шаг к борьбе с нелегальными перевозчиками", - зачитал свою речь Никифоров.

В законе оговаривается еще один момент: районные власти должны компенсировать из бюджета перевозчикам разницу между фактическими затратами и полученной прибылью.

Напомним, многие пассажирские маршруты в Ленинградской области являются убыточными, особенно в удаленных районах. Зачастую автобусы ездят целый день практически пустыми, возя из деревни в деревню лишь по 2-3 человека. Прибыльными как правило считаются маршруты, возящие людей из Санкт-Петербурга в Ленобласть и обратно, и именно за них борются на конкурсах фирмы-перевозчики.

По понятным причинам у муниципальных властей желания выделять средства на компенсацию работы перевозчиков нет. По сложившейся практике, выход из положения был найден в так называемом "комбинированном пакете": при проведении конкурса потенциальному перевозчику в лот включали как прибыльные, так и убыточные маршруты, от которых просто невозможно отвертеться.

Новшество и необходимость менять установившиеся схемы работы не впечатлило руководителей районов. Активней всего с места выступал глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко. Он утверждал, что районный не потянет перевозки, ведь "к примеру в Куйвози никакой перевозчик не пойдет". Соболенко несколько раз пригрозил руководителю транспортного департамента "второй Морозовкой" в районе (весной этого года там прошло несколько инцидентов с обстрелов маршруток — прим.ред.). "Вопросов к вам у нас нет. Только и нам вопросов не задавайте потом", - упрекнул Соболенко Никифорова.

Поначалу за транспортников пытался вступиться губернатор Александр Дрозденко, который объяснил, что в законе всего лишь прописаны общие требования. Которые можно будет дополнить положениями. "Закон - это рамочный документ. Мы не можем поступить с ним как шашлыком на шампуре: нанизать на него мясо, помидоры, лук", - выступил он. Впрочем, в поддержку мнения, выраженного Соболенко, высказались представители других районов — Ломоносовского и Тихвинского.

"Вы по сути оставляете районы без перевозок, потому что скоро из деревень некому будет доставлять людей", - дорисовал мрачную картину депутат ЗакСа Ленобласти Николай Кузьмин.

Спор завершил голос человека с последнего ряда. Человек, представившийся как "Двас Григорий, советник губернатора". Бывший вице-губернатор 47 региона напомнил, что в последние пол часа спор идет "не о том"."Сам по себе закон хороший и правильный", - сделал свое заключение Двас. После этого Александр Дрозденко постановил, что проект всё же надо доработать с учётом пожеланий муниципальных руководителей. Схема "комбинированного пакета" скорей всего сохранится, но только будет закреплена официально.

Юлия Гильмшина, 47News